Итальянские ученые с помощью новейших технологий смогли разглядеть фрески художника эпохи Возрождения Джотто ди Бондоне в храме Святого Креста (Санта-Кроче) во Флоренции. Частично поврежденные и закрашенные предыдущими реставраторами росписи восстановлены. Обычные посетители не смогут увидеть их в полном цвете: ультрафиолет может при постоянном излучении повредить фрескам.
Использование новой технологии - проекции ультрафиолетовых лучей - позволили реставраторам сделать сенсационное открытие: фигуры, писанные темперой, кисти Джотто в Капелле Перуцци, расположенной в Базилике Санта-Кроче во Флоренции. При естественном освещении они казались тусклыми и бесформенными, однако при ультрафиолетовом освещении приобрели ясные очертания, насыщенность и резкие контуры.
По мнению специалистов, речь идет о ряде изображений, выполненных Джотто в период между 1305 годом, когда он выполнял роспись фресок в Падуе, и 1315 годом, когда он расписывал Капеллу делла Маддалена в Ассизи. Ультрафиолетовые лучи позволили разглядеть четкое лицо и тело в виде светотени юноши, играющего на лютне, мужские фигуры за столом, сидящего Ирода, голову Иоанна Крестителя, кубок и блюда в сцене "Вознесение евангелиста Иоанна". Однако стоит только выключить ультрафиолетовое освещение, как все становится расплывчатым и неясным.
Речь идет о научном эксперименте, проведенном неинвазивными методами, разработанными во Флорентийском университете при поддержке итальянского Национального совета научных исследований. Уникальные новейшие исследовательские технологии позволили достичь невероятных результатов.
Базилику Санта-Кроче Джотто расписал в 1320-х годах. Он рисовал по сухой штукатурке, чтобы добиться лучшей передачи цвета. В начале 1700-х годов роспись Джотто замазали побелкой и снова очистили в несколько приемов – вплоть до 1958 года. Специалист по итальянскому Возрождению, петербургский искусствовед Александр Степанов говорит о том, что Джотто был великим новатором, он разработал новый подход к изображению пространства:
- Джотто постарался сделать фигуры, которые действуют в его сюжетах, как можно более выпуклыми. Он сумел превратить пространство, в котором действуют эти фигуры, в такое, которое воспринимается нами как "заряженное" этими действиями. Ну, например, персонаж часто может входить в картину, как в кадр, так, что мы видим только часть его фигуры. Интервалы между персонажами всегда наполнены воображаемым действием благодаря тому, что Джотто ценил интервал и мог наполнить его жестом.
Пространство у Джотто может быть таким трехмерным "ящиком", который устроен симметрично, а действующие лица в нем ведут себя, не подчиняясь этой симметрии, и это обостряет активность их действий. Такое вот кристаллическое пространство, с хорошо выраженной вертикалью, горизонталью, позволяют этим действиям не терять своей выразительности.
Джотто совершенно удивительно удержался на труднодостижимой грани между имитацией действительности, которая делала бы нас прямыми свидетелями события, и воспоминанием, когда мы говорим: "как сейчас помню, она ехала на этом осле вот так, подвернув под себя ногу". Вот это удивительное "как сейчас помню" и есть главное, что не позволяет согласиться с теми, кто видит Джотто фанатиком натурализации в живописи всего, что можно видеть в жизни.
- А вы представляете себе эти фрески в базилике Санта-Кроче?
- Я видел их пять лет назад. В этих росписях он очень хорошо учел специфику самих капелл, которые представляют собой такие "пеналы", поставленные на торец. В высоту они гораздо больше, чем в длину и в ширину, и поэтому на каждой стене можно поместить только по одному сюжету, в отличие от Капеллы дель Арене, где они могли быть, как кадры на фотопленке. То, как он это учел, замечательно. Кроме того, он использовал свет, идущий от окна напротив входа. Свет, как бы пробивая поверхность изображенной картины, входит внутрь, и мы видим фигуры, которые освещены будто изнутри. И тем не менее, по сравнению с фресками в Капелле дель Арена, мне более поздний Джотто кажется более холодным. Он по-прежнему очень элегантен, но за душу не берет.
Использование новой технологии - проекции ультрафиолетовых лучей - позволили реставраторам сделать сенсационное открытие: фигуры, писанные темперой, кисти Джотто в Капелле Перуцци, расположенной в Базилике Санта-Кроче во Флоренции. При естественном освещении они казались тусклыми и бесформенными, однако при ультрафиолетовом освещении приобрели ясные очертания, насыщенность и резкие контуры.
По мнению специалистов, речь идет о ряде изображений, выполненных Джотто в период между 1305 годом, когда он выполнял роспись фресок в Падуе, и 1315 годом, когда он расписывал Капеллу делла Маддалена в Ассизи. Ультрафиолетовые лучи позволили разглядеть четкое лицо и тело в виде светотени юноши, играющего на лютне, мужские фигуры за столом, сидящего Ирода, голову Иоанна Крестителя, кубок и блюда в сцене "Вознесение евангелиста Иоанна". Однако стоит только выключить ультрафиолетовое освещение, как все становится расплывчатым и неясным.
Речь идет о научном эксперименте, проведенном неинвазивными методами, разработанными во Флорентийском университете при поддержке итальянского Национального совета научных исследований. Уникальные новейшие исследовательские технологии позволили достичь невероятных результатов.
Базилику Санта-Кроче Джотто расписал в 1320-х годах. Он рисовал по сухой штукатурке, чтобы добиться лучшей передачи цвета. В начале 1700-х годов роспись Джотто замазали побелкой и снова очистили в несколько приемов – вплоть до 1958 года. Специалист по итальянскому Возрождению, петербургский искусствовед Александр Степанов говорит о том, что Джотто был великим новатором, он разработал новый подход к изображению пространства:
- Джотто постарался сделать фигуры, которые действуют в его сюжетах, как можно более выпуклыми. Он сумел превратить пространство, в котором действуют эти фигуры, в такое, которое воспринимается нами как "заряженное" этими действиями. Ну, например, персонаж часто может входить в картину, как в кадр, так, что мы видим только часть его фигуры. Интервалы между персонажами всегда наполнены воображаемым действием благодаря тому, что Джотто ценил интервал и мог наполнить его жестом.
Джотто совершенно удивительно удержался на труднодостижимой грани между имитацией действительности, которая делала бы нас прямыми свидетелями события, и воспоминанием
Пространство у Джотто может быть таким трехмерным "ящиком", который устроен симметрично, а действующие лица в нем ведут себя, не подчиняясь этой симметрии, и это обостряет активность их действий. Такое вот кристаллическое пространство, с хорошо выраженной вертикалью, горизонталью, позволяют этим действиям не терять своей выразительности.
Джотто совершенно удивительно удержался на труднодостижимой грани между имитацией действительности, которая делала бы нас прямыми свидетелями события, и воспоминанием, когда мы говорим: "как сейчас помню, она ехала на этом осле вот так, подвернув под себя ногу". Вот это удивительное "как сейчас помню" и есть главное, что не позволяет согласиться с теми, кто видит Джотто фанатиком натурализации в живописи всего, что можно видеть в жизни.
- А вы представляете себе эти фрески в базилике Санта-Кроче?
- Я видел их пять лет назад. В этих росписях он очень хорошо учел специфику самих капелл, которые представляют собой такие "пеналы", поставленные на торец. В высоту они гораздо больше, чем в длину и в ширину, и поэтому на каждой стене можно поместить только по одному сюжету, в отличие от Капеллы дель Арене, где они могли быть, как кадры на фотопленке. То, как он это учел, замечательно. Кроме того, он использовал свет, идущий от окна напротив входа. Свет, как бы пробивая поверхность изображенной картины, входит внутрь, и мы видим фигуры, которые освещены будто изнутри. И тем не менее, по сравнению с фресками в Капелле дель Арена, мне более поздний Джотто кажется более холодным. Он по-прежнему очень элегантен, но за душу не берет.