Неочевидные итоги миссии Байдена

Во время визита Джозеф Байден встретился с главой Палестинской автономии Махмудом Аббасом.

Переговорами с руководством палестинской автономии и заявлениями о том, что у США нет фаворитов в израильско-палестинском конфликте, вице-президент Джозеф Байден завершил визит в Израиль. Вот как прокомментировал его результаты сотрудник фонда "Наследие" Джеймс Филипс:

- Не уверен, что результаты этой поездки тут же дадут о себе знать. Но нет сомнений, что вице-президент Байден пытался оказать давление на израильтян, с тем чтобы они пошли на уступки палестинской стороне, отказавшись от возведения новых домов для поселенцев в Иерусалиме. Сейчас никто не может быть уверенным, будут ли эти попытки как-то способствовать продвижению переговорного процесса между израильтянами и палестинцами. Лично я не ожидаю прорыва в обозримом будущем. Ситуация в значительной степени не способствует быстрому дипломатическому прогрессу. Даже если Израиль и Палестинская администрация смогут достичь соглашения о продолжении переговоров, что сомнительно, радикальное палестинское движение ХАМАС способно подорвать любое соглашение новым всплеском терроризма.

Джозеф Байден дал израильтянам и палестинцам ясный сигнал о том, что администрация Обамы заинтересована в оживлении переговоров, пребывающих в коматозном состоянии. Но как бы этого ни желали Соединенные Штаты, в этом нуждаются прежде всего Израиль и палестинцы. Только они в конечном счете способны сделать все необходимое, чтоб придти к согласию.

- В Иерусалиме вице-президент Джозеф Байден заявил, что между США и Израилем нет расхождений в вопросе об обеспечении безопасности Израиля. Но многие считают, что эта страна всерьез рассматривает вариант нанесения удара по иранским ядерным объектам. Это как-то отражается на стратегии США?

- Администрацию Обамы все больше беспокоит вероятность военной акции Израиля против Ирана. А она возможна, если Израиль сделает вывод, что дипломатическая стратегия Совета безопасности ООН заводит в тупик. Время уходит, а Иран, не признающий право Израиля на существование, в разработке своей ядерной программы приближается к точке, откуда нет возврата. И израильтяне считают это вопросом жизни и смерти. Израиль демонстративно не консультировался с Соединенными Штатами, перед тем как бомбить сооруженный Северной Кореей ядерный объект в Сирии в сентябре 2007 года. Думаю, если Израиль все же решит атаковать иранские ядерные объекты, он также не будет советоваться с США, зная, что Вашингтон наверняка против такой операции. Атакуя Сирию два с половиной года назад, Израиль имел куда более схожие взгляды с тогдашней администрацией США, возглавляемой Джорджем Бушем. Так что сейчас еще менее вероятно, что Израиль, решив атаковать Иран, будет запрашивать одобрение у администрации Обамы. И это, конечно, вносит серьезный фактор непредсказуемости в развитие ситуации вокруг Ирана.