Памятник чешской революции сдан "под ключ"

Теперь на площади Кафки в Праге стало еще многолюдней.

На площади Кафки в Праге установлена "Скульптура ключей". Ее автор Иржи Давид таким образом попытался отразить состояние чешского общества через двадцать лет после "бархатной революции". Основа скульптуры - слово "революция", сложенное из букв разной величины.

85 тысяч обычных дверных ключей понадобилось для того, чтобы создать шестиметровое изображение, символизирующее события "бархатной революции" в Праге, когда в знак недовольства режимом люди на пражских улицах звенели ключами. Этот звон можно услышать и сейчас: если подует ветер, "Скульптура ключей" начинает позвякивать, напоминая о событиях двадцатилетней давности. Материал для создания, то есть ключи, посылали автору, известному чешскому художнику и скульптору Иржи Давиду, люди со всей Чехии, поэтому здесь, на площади Франца Кафки в Праге, скульптура пробудет до осени, а потом переместится в другие города страны, чтобы свои ключи на ней могли увидеть те, кто их пожертвовал.

Практически сразу же после установки "Скульптуры ключей" в Праге ее занесли в Чешскую книгу рекордов - не только за количество "ключевого" материала, который понадобился для ее создания - 85 тысяч штук, но и за время, которое было потрачено на ее ваяние - 2700 часов.

А вот как скульптура выглядит: на специальном постаменте сложены друг на друга буквы слова "революция" на чешском языке. Они размещены в виде шестиметровой пирамиды так, что верхняя буква намного больше нижней, и создается впечатление, что при более сильном порыве ветра все слово рассыплется на части, а буквы раздавят зрителя под своей тяжестью. Наверное, как и любая революция, приходящая стихийно и кардинально меняющая жизнь человека. Такова была задумка художника Иржи Давида, который хотел вызвать у зрителя ощущение, что все в этом мире нестабильно и падает.

Интересно, что "Скульптура ключей" по замыслу автора отражает состояние чешского общества и через двадцать лет после "бархатной революции". То есть старый символ перемен - ключи - вполне можно применить для перемен при демократии. И действительно - среди 85 тысяч ключей есть не только те, что старого образца, но и нового. Сделанные из облегченного металла, ключи разноцветные - фиолетовые, зеленые, красные... Одним словом, символы скорее новой, чем старой эпохи.

Вот что рассказал РС автор скульптуры Иржи Давид:

- Создание этой скульптуры началось осенью минувшего года довольно прозаически. Ко мне обратилась компания мобильной связи и спросила, смогу ли я из обычных ключей создать что-то со смыслом. Я сел на кухне и ручкой нарисовал эскиз: взял несколько старых шрифтов, которые использовали в социалистических средствах массовой информации или печатали на изделиях той эпохи, из которых потом сложил слово "революция". Например, буква "Р" выглядит так же, как и первая буква в шапке коммунистической газеты "Rudé Právo", "Е" я взял с обложки старой туалетной бумаги, "В" - с упаковки ваты, а "О" - с обертки знаменитой в Чехословакии жвачки "Педро". Последняя буква должна символизировать разорванный на части партбилет, потому она такая сплюснутая. В моем понимании, революция пожирает сама себя, то есть большие буквы в начале слова измельчают маленькие в конце и вдавливают их прямо в бетонный постамент, на котором покоится объект. Одновременно скульптура сделана в виде спирали ДНК: если "Р" упадет, то останется слово "эволюция", то есть эта перманентная революция как будто непрерывно присутствует. Конечно, это восприятие строго индивидуально и зависит наверное от того, к какому поколению относится зритель.

Этот объект можно отнести к так называемому политическому искусству, которое является важным элементом искусства современного. Этому искусству удается провоцировать мышление - даже таким образом, что раньше такую скульптуру вообще запретили бы выставлять. Поэтому важно и то, что "Скульптура ключей" находится не на особенно видном месте – не на Вацлавской или Староместской площади, не на Национальном проспекте, а как бы с краю. Здесь ее можно изучать с разных точек зрения, и здесь в общение со зрителем вступает и ее смысловое содержание.