Своя лепта

Владимир Абаринов

Грейс Гронер и ее сестре-близнецу Глэдис было 12 лет, когда они потеряли обоих родителей. Девочек воспитал и дал им образование друг семьи. Грейс закончила колледж в 1931 году, когда страну все крепче брала за горло Великая депрессия.

Она нашла место в фармацевтической кампании и проработала в ней, в одной и той же должности секретаря, всю трудовую жизнь - 43 года. Грейс Гронер никогда не была замужем и не имела детей.

Город Лейк-Форест близ Чикаго – одно из самых благополучных мест США. Там живут богатые люди, владеющие роскошными особняками. Грейс жила в районе, где прежде селились слуги, в скромнейшем коттедже, состоящем из крохотной спальни и гостиной. У нее никогда не было автомобиля. Свой первый и последний телевизор она купила полвека назад. Одежду покупала на распродажах старых вещей.

На пенсии она позволяла себе путешествовать, много времени отдавала безвозмездной работе в местной церковной общине и помогала нуждающимся анонимными пожертвованиями.

Грейс Гронер скончалась в январе этого года в возрасте ста лет. А в марте выяснилось, что она оставила на этом свете целое состояние.

Это богатство не имеет ничего общего с чемоданом подпольного миллионера Корейко. Происхождение капитала Грейс абсолютно честное и законное. В 1935 году она купила три акции своей компании, заплатив 60 долларов за каждую. Бумаги росли в цене. К моменту ее смерти 180 долларов превратились в семь миллионов.

Все эти деньги она завещала своей альма матер, местному колледжу, на оплату обучения студентов за границей. Ежегодный банковский процент от этой суммы составит 300 тысяч долларов. Дом Грейс тоже стал собственностью колледжа.

Вот другая история на схожую тему. 36-летний вашингтонец Рид Сэндридж в прошлом году из-за кризиса потерял работу в неправительственной организации. Он не бедствует: у него есть кое-какие сбережения плюс пособие по безработице. Покойная мать, дочь шахтера, однажды сказала ему: помогать другим надо не тогда, когда у тебя дела пошли на лад, а когда трудно всем. Рид решил, что кризис – самое время помогать. И придумал как: он будет каждый день отдавать незнакомому человеку 10 долларов.

Он начал свой проект 15 декабря, в третью годовщину смерти матери. На сегодняшний день раздал уже больше тысячи. Поначалу прохожие отказывались, стеснялись брать деньги. Рид уговаривал их. Постепенно он сам втянулся и теперь уже настолько привык, что начинает беспокоиться, если день заканчивается, а он еще никому не отдал свою десятку.

Рид завел блог, в котором рассказывает о каждом получателе. Большинство составляют бездомные, уличные музыканты, рабочие, занятые неквалифицированным и плохо оплачиваемым трудом. Но не обязательно. Среди них есть и менеджер модного ресторана, и куратор музея, и другие вполне благополучные люди. Они принимают дар Рида, чтобы отдать эти деньги кому-то еще. А Рид надеется, что его идея заразит их, и к его десятке они присовокупят свою.

Человечество еще не придумало общественного устройства, при котором не будет бедных, сирых и убогих. "Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим", - говорит Моисей (Втор., 15:7). Но среди социальных мыслителей было немало тех, кто считал, что благотворительность причиняет вред как нуждающимся, так и обществу. Один из них – английский священник и экономист Томас Мальтус, писавший в 1798 году: "Необходимо открыто отказаться от признания за бедными воображаемого права содержаться на общественный счет". Бедняки должны перестать размножаться, был убежден Мальтус. Впоследствии мальтузианство соединилось с концепцией "социал-дарвинизма", которая применила знаменитую формулу "выживает сильнейший" к обществу.

Буревестник революции – вслед за Ницше -- учил "не унижать человека жалостью". Но сострадание оказалось насущной человеческой потребностью. И совсем не потому, что, жертвуя ближнему малую толику, мы "спасаем душу". Дар делает нас свободными. Недаром тоталитарные режимы запрещают частную благотворительность. Филантропия - важнейший институт гражданского общества.

Это ошибка – считать, что благотворительностью должны заниматься только богатые. Каждому из нас есть что отдать на благо других – если не материальные ценности, то личное время, частицу собственной жизни. "Быть богатым не стыдно, - учит пастор Рик Уоррен. – Стыдно умирать богатым".