Лидер движения Femen Анна Гуцол – о силе женской красоты

Одна из акций движения Femen

Девушки из Femen обрели мировую известность после того, как во время недавних украинских выборов выразили протест против их антидемократичности, обнажившись перед телекамерами на избирательном участке, где должен был голосовать Виктор Янукович. "Хватит насиловать Украину!" – скандировали протестантки. А на днях они призвали жен и подруг членов украинского кабинета министров объявить своим мужчинам секс-бойкот: в знак протеста против отсутствия в правительстве женщин и высказываний премьера Николая Азарова, публично заявившего, что проводить реформы – не женское дело.

Движению Femen – около двух лет. Оно не зарегистрировано официально, но уже достаточно известно: в Интернете его поддерживают 15 тысяч человек. Правда, в эпатажных акциях организации принимает участие гораздо меньше народу – около ста человек. Одной из своих главных задач члены движения считают борьбу с секс-туризмом и в тёплое время года патрулируют центр Киева в рамках программы "Украина – не бордель!". Девушек возмущает, что сегодня каждая пятая проститутка на Западе – уроженка Украины, а сама страна стала притоном для туристов, желающих развлечься. В ходе патрулирования иностранцам вручаются листовки, извещающие, что официально проституция в стране запрещена, а показатель заболевания ВИЧ – самый высокий в Европе. По словам активисток Femen, многие напуганные гости столицы сразу после этого спешат избавиться от полученных в гостинице визиток "секс-работниц".

Впрочем, борьбой с проституцией Femen не ограничивается. Под девизом "Нет воды в кране – моюсь на Майдане" девушки протестовали против отключения в Киеве горячей воды на время профилактических работ. Активистки призывали задуматься о студентах, живущих в общежитиях, и отключать воду тогда, когда ребята уезжают домой на летние каникулы. Недавно, после неудач сборной Украины в Ванкувере, члены Femen вышли на каток в купальниках, назвав свою акцию "Коровы на льду, или Ледовое Позорище". Одни участницы акции изображали на льду занятия разными видами спорта, другие – катались на лыжах по асфальту.

В принципе, девушки из Femen обычно гуманны, хотя и склонны к эпатажу. Что же касается бесчеловечного призыва к секс-бойкоту членов кабинета министров, то столь радикальный шаг был спровоцирован действиями властей. До этого члены движения хотели просто провести возле здания правительства акцию "Дай портфель". Планировалось переодеться в мужские костюмы и, взяв в руки дипломаты, на которых написано "Министр борща" или "Министр грязных носков", пообщаться с проходящими на работу членами кабинета. Но протестанток остановил отряд милиции и даже задержал одну из них, чего раньше с девушками из Femen не случалось. Вот и пришлось взывать к женской солидарности…

О том, какую глобальную цель ставит перед собой девичье движение и на что готово пойти ради её достижения, корреспондентам Радио Свобода рассказала лидер Femen Анна Гуцол:

– Наша главная цель – сделать так, чтобы молодая украинская девушка была граждански и социально активна. Мы считаем, что основное направление нашей работы – национальная программа борьбы с секс-туризмом и проституцией. Для нас это сейчас основная тема. Вот пришла весна, потеплело – и мы опять начнем патрулирование. Планируем также презентовать программу "Евро-2012 без проституции". В рамках этой программы будет много акций.

Но вообще-то тематика наших выступлений очень разнообразна, потому что хотим показать: женщина должна реагировать на всё происходящее в стране, иметь собственное мнение по всем острым вопросам. Мы не хотим себя ограничивать лишь "женскими" темами и проблемами. Нас касается всё – и политика, том числе.

– Почему основным своим методом вы избрали эпатаж?


– Мы понимаем, что темы, которые мы берем, очень острые и нужно делать все, чтобы мы были услышаны. Как этого добиться? Денег у нас нет, политических связей тоже, но зато есть наша красота. Эта красота очень часто используется против женщин, иногда за неё женщины получают подарки – от печенья до машин. Но почему бы не использовать ее в благих целях, в социальных проектах?

– Кто именно входит в ваше движение?

– В основном, студентки. Средний возраст – 19-21 год. Но есть как несколько школьниц, так и женщин постарше. Недавно появилось несколько замужних женщин. На мой взгляд, то, что к нам приходят более взрослые и состоятельные женщины, свидетельствует: движение растет, становится более серьезным.

– А как вы привлекаете новых членов?


– Раньше – только через знакомых. Но сегодня мы уже приобрели некоторую популярность, девушки сами пишут нам, звонят, спрашивают, как можно вступить в организацию. То есть уже не мы ищем людей, а они сами находят нас.

– Есть ли у Femen спонсоры?

– Финансово мы ни от кого не зависим, сами скидываемся понемногу. Сейчас создан попечительский совет, куда входят люди, у которых есть возможность давать деньги на наше развитие, но, тем не менее, не влиять на нашу деятельность. В него входят известные люди, в основном иностранцы. Это Джед Санден, владелец "КП-медиа", Хельмут Гайер, известный как ди-джей Хелл. Многие студенты из Европы пересылают нам по 10-20 евро…

– А как к вашей деятельности относятся близкие?

– Бывает по-разному. Родители очень часто негативно относятся к любому участию своего ребенка в социальных или политических проектах: они в принципе против какой-либо общественной деятельности. Иногда у наших девушек возникают проблемы с их молодыми людьми, которые не приветствуют деятельность такого рода. Но есть, конечно, парни, которые нас поддерживают и считают: это здорово, что их девушка активистка.

Впрочем, сейчас нас тревожит не проблема с молодыми людьми и родителями – в этом случае всё-таки можно договориться. Гораздо больше нас беспокоит другое. Например, на нас оказывается давление со стороны преподавателей, даже представителей ректората. Доходит до того, что ставят ультиматумы: либо прекращаете участие в движении – либо будут применены соответствующие меры.

– С правоохранительными органами часто бывают проблемы?

– Раньше вообще не было. Обычно милиционеры, наоборот, охраняли нас от окружающих. И даже когда нас задерживали – после, например, акции на избирательном участке Януковича – они только вначале вели себя грубо, а потом все было хорошо. Милиционеры ничего плохого нам не делают, поят чаем, кормят бутербродами, а потом отправляют домой, иногда даже сами отвозят. Но в последнее время стало по-другому. Это раньше мы могли спокойно перелезть через забор Верховной Рады и нас просто отправляли обратно. Мы привыкли, что при президенте Ющенко мы могли проводить акции и демонстрации, говорить, что хотим. Но сегодня власть по-другому видит, какими должны быть протесты. Есть уже препятствия и очень быстрая реакция на наши действия, какой раньше не было. Теперь наши мероприятия проводить не так легко. Думаю, мы организуем еще несколько акций, посмотрим, как власти прореагируют... Потом, возможно, придется что-то менять в работе.