СНВ приближается

В сокращении вооружений заинтересованы не только Россия и США.

С принципиальным согласием сторон о месте подписания договора о СНВ сделан ещё один шаг к моменту его подписания. Американские эксперты оценивают будущее соглашение.

Директор Центра за мир и свободу при вашингтонском Независимом институте Айвен Иланд считает предстоящее подписание важным не только в военном отношении, но в политическом:

- Я положительно оцениваю это соглашение, хотя и не переоцениваю его, поскольку общее количество ядерных боеголовок уменьшится ненамного. Впрочем, когда удаётся изъять хоть сколько-то боеголовок из арсенала самых мощных военных держав мира, это хорошо. Одновременно, надеюсь, улучшатся и двусторонние отношения между США и Россией. Это тем более важно, что в последние годы эти отношения становились всё хуже. Вопрос о ядерном оружии становится всё более политизированным. После холодной войны ядерный арсенал в мире не удалось сократить так, как об этом мечталось. Хуже того: клуб ядерных стран пополнился за счёт Северной Кореи. К этому же, видимо, стремится Иран. Тем более важно, что решением этой проблемы озабочены и США, и Россия. В конце концов, распространение ядерного оружия больше всего угрожает самым крупным его обладателям – Америке и России. Поэтому я рад, что президент Обама сконцентрировался на этой проблеме.
В конце концов, распространение ядерного оружия больше всего угрожает самым крупным его обладателям – Америке и России


- По-вашему, политическое значение предстоящего договора о СНВ может быть даже выше военного?

- Вероятно, да. Потому что отношения между Москвой и Вашингтоном становились всё хуже то из-за грузинской войны, то из-за планов размещения американских систем противоракетной обороны в Европе. Кстати, на мой взгляд, президент Обама очень умело свёл этот конфликт к минимуму. По-моему, американо-российские отношения начинают улучшаться, и предстоящее подписание договора станет новым шагом к двустороннему сближению, в котором заинтересованы оба государства.

Отношения ещё более улучшатся, если мы сможем и далее ограничивать распространение ядерного оружия. Конечно, никто не ожидает, что ядерные арсеналы удастся свести до нуля. Но договор между США и Россией как бы говорит другим странам, ещё не обладающим ядерным оружием: смотрите, мы сокращаем свои вооружения, зачем же вам тратить деньги на приобретение такого оружия?

А вот мнение военного эксперта, вице-президента Лексингтонского института в Арлингтоне Дэна Гурэ:
Впереди более сложные задачи: сокращение вооружений в прогрессии, то есть стремление включить в договор другие государства

- Сейчас не холодная война, и традиционная оценка - кто выиграет от договора, а кто проиграет – устарела. Если отложить детали, о которых мы пока не знаем, то в целом выиграют обе стороны. И весь мир. В то же время, хотя возобновление уже существовавшего договора, казалось, было не столь уж трудным делом, его согласование заняло более года. А впереди более сложные задачи: сокращение вооружений в прогрессии, то есть стремление включить в договор другие государства – Китай, Англию, Францию, а потом, потенциально, и страны поменьше. Далее должна прийти очередь и тактического ядерного оружия, в котором у России огромное преимущество. Так что договор о СНВ – это хороший шаг, но только первый. Посмотрим, удастся ли сделать следующие шаги.

- Удалось ли российской стороне настоять на включении в договор вопроса о размещении американских противоракетных систем в Центральной Европе?

- Надеюсь, что нет. Ибо если этот пункт включён в договор, он не будет ратифицирован Сенатом США.

Полный текст нового соглашения ещё не обнародован, поэтому американские эксперты могут лишь гадать о его содержании. В связи с этим эксперты из вашингтонского фонда "Наследие" высказывают опасения, что Белый дом пошёл на непомерные уступки Кремлю в таких вопросах, как проверка выполнения договора, программа модернизации ядерного оружия, которую проводит Россия, но не проводят США, и сохранение Америкой в полной силе своей противоракетной обороны.