Группа черкесов обратилась к парламенту Грузии с просьбой признать "геноцид черкесов со стороны России". Они напомнили, что победу в Кавказской войне Россия отметила парадом в Красной Поляне. Есть о чем задуматься, считает Александр Подрабинек.
Группа черкесов, принимавших участие в проходившей 20-21 марта в Тбилиси конференции, посвященной проблемам народов Северного Кавказа, обратилась к парламенту Грузии с просьбой признать "геноцид черкесов со стороны России". Конференция была организована при содействии грузинского университета имени Ильи Чавчавадзе и американского фонда Jamestown Foundation.
Черкесские общественные организации и раньше неоднократно требовали признать геноцидом политику российских властей в XVIII -XIX веках. Тогда в результате почти столетней Кавказской войны были истреблены или вытеснены со своих земель до 90% черкесов. Сотни тысяч человек были вынуждены бежать в Турцию и другие страны. С просьбами признать эти события геноцидом черкесы обращались в Европарламент и Государственную думу России. Безрезультатно.
О Кавказской войне достаточно хорошо известно. О ней писали историки, ученые, классики русской литературы. Колониальный характер войны и жестокость ее ведения по существу никем не оспариваются. Да и тема эта уже давно стала достоянием истории. Не один раз в стране поменялось государственное устройство, и каждая вновь приходящая власть отказывала в легитимности уходящей. Давно уже не с кого спрашивать за массовые преступления военных против мирного населения. Лишь немногие из ныне живущих смогут хотя бы проследить свой род до того времени, когда творились эти злодеяния. Империя, покорение новых земель, расширение России… Далекая наша история.
Попытка привлечь внимание к трагическим событиям 150-летней давности многими воспринимается исключительно как недостойная политическая игра. Своего рода спекуляция на национальной трагедии. Политическая составляющая в этом, конечно, есть. Требование принести извинения за геноцид или отменить Олимпиаду 2014 года в Сочи носит, разумеется, политический характер. Но действительно ли это спекулятивный подход?
Надо припомнить, что Кавказская война, унесшая жизни большей части черкесского народа, закончилась 21 мая 1864 года военным парадом под командованием наместника Кавказа великого князя Михаила Николаевича в урочище Арты-Къуажэ, носящем ныне название Красная Поляна. Именно это место и будет центром зимней Олимпиады. Черкесы заявляют, что проведение Олимпиады в Сочи равносильно проведению спортивного мероприятия на территории бывшего нацистского лагеря "Освенцим". Возможно, это некоторое преувеличение, но вспомним, как реагировало русское патриотическое сознание на простой перенос памятника советским солдатам в Таллине. А ведь масштабы национальных потерь в том и другом случае несравнимы.
Сторонники великодержавного отношения к малочисленным народностям могут привести в свою пользу аргумент, который они уже доставали по другим случаям: во времена тех давних событий даже понятия "геноцид" еще не существовало. И это верно. Впервые правовое определение геноциду было дано в Уставе "Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран Оси" (Нюрнбергский трибунал). Однако это не отменяет того факта, что истребление целой нации было, и оно осталось на совести тогдашнего российского правительства.
Ведь речь не идет сейчас о юридических последствиях признания геноцида черкесов в Российской империи. Речь идет о признании общеизвестного факта и осуждении преступлений против мирного населения. Речь идет о выражении сожаления по этому поводу, о соболезнованиях народу и национальном раскаянии. Если это сожаление действительно есть. Если мы способны на раскаяние и в состоянии ощутить национальную вину за то, что делали наши уже далекие предки. Ведь мы хорошо умеем гордиться их заслугами, так почему бы не научиться сожалеть об их прегрешениях? Ведь не можем же мы, не должны мы быть настолько инфантильны, чтобы считать наше прошлое исключительно героическим, доблестным и безупречным. Как и в истории всякой страны, в нашей истории всякое случалось.
Геноцид не является исключительной практикой какого-либо одного государства. Это явление в человеческой истории достаточно распространенное. Способность осознать ошибки прошлого, признать их и раскаяться – есть признак цивилизованного государства, стремящегося избежать в будущем повторения тех же самых ошибок. И наоборот, упорство в отрицании совершенных преступлений свидетельствует о внутренней готовности повторить печальный опыт прошлого. Как ни фатально это звучит, но отношение к нашему прошлому определяет наше будущее. Это стоило бы учитывать всем государствам, самолюбиво и болезненно отрицающим совершенные ими в прошлом преступления против человечества.
Группа черкесов, принимавших участие в проходившей 20-21 марта в Тбилиси конференции, посвященной проблемам народов Северного Кавказа, обратилась к парламенту Грузии с просьбой признать "геноцид черкесов со стороны России". Конференция была организована при содействии грузинского университета имени Ильи Чавчавадзе и американского фонда Jamestown Foundation.
Черкесские общественные организации и раньше неоднократно требовали признать геноцидом политику российских властей в XVIII -XIX веках. Тогда в результате почти столетней Кавказской войны были истреблены или вытеснены со своих земель до 90% черкесов. Сотни тысяч человек были вынуждены бежать в Турцию и другие страны. С просьбами признать эти события геноцидом черкесы обращались в Европарламент и Государственную думу России. Безрезультатно.
О Кавказской войне достаточно хорошо известно. О ней писали историки, ученые, классики русской литературы. Колониальный характер войны и жестокость ее ведения по существу никем не оспариваются. Да и тема эта уже давно стала достоянием истории. Не один раз в стране поменялось государственное устройство, и каждая вновь приходящая власть отказывала в легитимности уходящей. Давно уже не с кого спрашивать за массовые преступления военных против мирного населения. Лишь немногие из ныне живущих смогут хотя бы проследить свой род до того времени, когда творились эти злодеяния. Империя, покорение новых земель, расширение России… Далекая наша история.
Попытка привлечь внимание к трагическим событиям 150-летней давности многими воспринимается исключительно как недостойная политическая игра. Своего рода спекуляция на национальной трагедии. Политическая составляющая в этом, конечно, есть. Требование принести извинения за геноцид или отменить Олимпиаду 2014 года в Сочи носит, разумеется, политический характер. Но действительно ли это спекулятивный подход?
Надо припомнить, что Кавказская война, унесшая жизни большей части черкесского народа, закончилась 21 мая 1864 года военным парадом под командованием наместника Кавказа великого князя Михаила Николаевича в урочище Арты-Къуажэ, носящем ныне название Красная Поляна. Именно это место и будет центром зимней Олимпиады. Черкесы заявляют, что проведение Олимпиады в Сочи равносильно проведению спортивного мероприятия на территории бывшего нацистского лагеря "Освенцим". Возможно, это некоторое преувеличение, но вспомним, как реагировало русское патриотическое сознание на простой перенос памятника советским солдатам в Таллине. А ведь масштабы национальных потерь в том и другом случае несравнимы.
Сторонники великодержавного отношения к малочисленным народностям могут привести в свою пользу аргумент, который они уже доставали по другим случаям: во времена тех давних событий даже понятия "геноцид" еще не существовало. И это верно. Впервые правовое определение геноциду было дано в Уставе "Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран Оси" (Нюрнбергский трибунал). Однако это не отменяет того факта, что истребление целой нации было, и оно осталось на совести тогдашнего российского правительства.
Ведь речь не идет сейчас о юридических последствиях признания геноцида черкесов в Российской империи. Речь идет о признании общеизвестного факта и осуждении преступлений против мирного населения. Речь идет о выражении сожаления по этому поводу, о соболезнованиях народу и национальном раскаянии. Если это сожаление действительно есть. Если мы способны на раскаяние и в состоянии ощутить национальную вину за то, что делали наши уже далекие предки. Ведь мы хорошо умеем гордиться их заслугами, так почему бы не научиться сожалеть об их прегрешениях? Ведь не можем же мы, не должны мы быть настолько инфантильны, чтобы считать наше прошлое исключительно героическим, доблестным и безупречным. Как и в истории всякой страны, в нашей истории всякое случалось.
Геноцид не является исключительной практикой какого-либо одного государства. Это явление в человеческой истории достаточно распространенное. Способность осознать ошибки прошлого, признать их и раскаяться – есть признак цивилизованного государства, стремящегося избежать в будущем повторения тех же самых ошибок. И наоборот, упорство в отрицании совершенных преступлений свидетельствует о внутренней готовности повторить печальный опыт прошлого. Как ни фатально это звучит, но отношение к нашему прошлому определяет наше будущее. Это стоило бы учитывать всем государствам, самолюбиво и болезненно отрицающим совершенные ими в прошлом преступления против человечества.