Молодые правозащитники из Воронежа и Ростова-на-Дону представили в Москве результаты исследования "Ксенофобия в молодежной среде". Исследование охватило 21 российский регион. В нем анализируется, как ультраправые взгляды распространяются в молодежной субкультуре – через выступления музыкальных групп и деятельность группировок футбольных фанатов.
Доклады "Ксенофобия в молодежной среде" и "Ксенофобия в молодежной среде – региональный аспект" изданы при поддержке института "Открытое общество" и Московской Хельсинской группы. Авторы считают, что более тщательное изучение молодежной правой субкультуры поможет помешать ее дальнейшему распространению.
Алексей Козлов из движения гражданского действия "Гроза" говорит, что в России – десятки музыкальных групп, использующих в своих выступлениях нацистскую терминологию, на их концерты ходят в общей сложности тысячи молодых людей, а правоохранительные органы почему-то не считают это серьезной проблемой:
– Существует феномен "правой сцены", можно назвать ультраправой, чтобы не сильно обижать либералов, которые тоже себя иногда называют правыми. Он существует давно. В России данная "сцена" достаточно развита и оказывает серьезное влияние на молодежь. То есть это какой-то набор музыкальных коллективов, которые придерживаются ультраправых и националистических, расистских и тому подобных ксенофобных взглядов. Они это отражают в своем творчестве, производят соответствующие аудио- и видеоматериалы, а также рекламную продукцию – футболки, постеры и так далее. Все это попадает и в Интернет – в том числе через сайты, которые занимаются дистрибуцией этих материалов. Значительная часть "правой сцены" находится на самоокупаемости, в некоторых случаях это даже прибыльный бизнес. Есть здесь и международные аспекты. Существует европейское объединение, которое называется "синдикат": российские группы ездят в Европу и дают концерты, а западные группы приезжают в Россию. На эти концерты собирается разное количество зрителей. Это может быть от 100 до нескольких сот человек. Но аудитория, которая воспринимает эту пропаганду ультраправых идей и затем ретранслирует их, есть. Почему мы считаем этот феномен важным? Потому что это канал распространения ультраправых идей, которому люди, в чьи обязанности входит борьба с экстремизмом, не уделяют серьезного внимания. Количество русскоязычных ультраправых музыкальных групп измеряется десятками. Но если вы возьмете официальный список экстремистских материалов, то найдете там одну группу, фактически запрещенную, то есть признанную экстремистской, и 12 песен другой группы, "Циклон Б". И все. У группы "Циклон Б" только эти конкретные песни признаны экстремистскими, а остальные – не признаны, поэтому группа спокойно функционирует дальше, – рассказывает Алексей Козлов.
Другой аспект, на который обращают внимание авторы исследования, – ультраправые тенденции в среде футбольных фанатов.
– Значительное число футбольных фанатов придерживаются правых взглядов и в той или иной степени пропагандируют их: многие фанатские группировки используют прямо или косвенно символику, очень близкую различным российским ультраправым организациям. Ну, например, фанаты "Динамо" (Москва) используют кельтский крест. А часть фанатов "Спартака" носит шарфы, на которых изображен орел, сидящий на букве "С" ("Спартак"). Тут явно возникает ассоциация с эмблемой эсэсовских войск "Мертвая голова". Почему мы говорим об опасности этого феномена? Как известно, значительная часть фанатских группировок ориентирована на прямое уличное столкновение с другими фанатскими группировками. Мы можем достаточно легко сделать вывод, что они будут применять насилие и по отношению к своим идеологическим противникам, – прогнозирует Алексей Козлов.
Алексей Козлов живет в Воронеже и говорит, что диски с песнями националистических групп можно купить в музыкальном ларьке в супермаркете рядом с его домом. Такая же ситуация – в Ростове-на-Дону, свидетельствует соавтор доклада Константин Баранов:
– В нашем регионе мы выявили очень явную связку между теми вещами, о которых говорил Алексей: субкультура футбольных болельщиков, "правая сцена" и организованные ультраправые группы, которые задействованы, в том числе, в насильственных акциях. Вот пример: один и тот же человек называет себя руководителем регионального отделения известной международной нацистской сети, занимает должность в администрации крупнейшего в регионе футбольного клуба, отвечая за связь с болельщиками, и вдобавок к этому держит магазин всякой атрибутики, музыкальной и печатной продукции. Его же руками организуются концерты соответствующих музыкальных групп на разных площадках города и в пригородах. Причем для правоохранительных органов, насколько нам удалось выяснить, это не какая-то тайна за семью печатями. Данный человек хорошо всем известен и непонятно в каких отношениях состоит с правоохранителями…
Авторы исследования подчеркивают, что должного противодействия экстремистским группировкам не оказывают не только в российских регионах, но и в столице. Алексей Козлов напоминает, что концертные площадки Москвы официально предоставляются для выступления музыкальных коллективов с националистическим уклоном и их охраняет милиция:
– На мой субъективный взгляд, стало больше легальных концертов таких групп. Совершенно неожиданным для меня было допущение московскими властями 4 ноября концерта группы "Коловрат" на Болотной площади. Если почитаете заголовки их песен, задав поиск в Интернете, сразу все станет понятно. Уж не говоря о самих текстах. И это одна из самых длительно существующих групп. Там же, на Болотной площади в центре Москвы, при охране правоохранительных органов выступала группа "Хук справа", которая является официальным голосом националистической группировки "Русский образ". Очень показательные агитационные материалы были подготовлены к этому концерту. Были флайеры, которые настоятельно рекомендовали, например, не вскидывать руку в нацистском приветствии – чтобы избежать проблем с правоохранительными органами…
Алексей Козлов признает, что правоохранительным органам трудно разобраться в происходящем на "правой сцене", потому что это чисто молодежный феномен:
– Чтобы его изучить, нужно откуда-то взять компетентную молодежь, которая сможет этим заняться. Но в правоохранительных органах практически нет адекватных молодых людей, которые разбираются в музыкальных стилях, могут проанализировать репертуар вот этих групп, дать какие-то рекомендации. Ситуация для них действительно затруднительная. Мы все время предлагаем наши услуги в этом направлении. Говорим: мы можем делать экспертизу по вашему запросу, можем вам предоставлять уже имеющиеся у нас экспертные материалы на эту тему. Пока наши предложения игнорируются, – сожалеет Алексей Козлов.
Часть доклада "Ксенофобия в молодежной среде" посвящена анализу государственной политики в сфере противодействия ксенофобии и рекомендациям для государственных органов. Одна из главных рекомендаций для милиции – правильно трактовать закон об экстремизме и не разгонять мирные митинги либеральной молодежи, а бороться с настоящими носителями экстремисткой, нацисткой идеологии.
Доклады "Ксенофобия в молодежной среде" и "Ксенофобия в молодежной среде – региональный аспект" изданы при поддержке института "Открытое общество" и Московской Хельсинской группы. Авторы считают, что более тщательное изучение молодежной правой субкультуры поможет помешать ее дальнейшему распространению.
Алексей Козлов из движения гражданского действия "Гроза" говорит, что в России – десятки музыкальных групп, использующих в своих выступлениях нацистскую терминологию, на их концерты ходят в общей сложности тысячи молодых людей, а правоохранительные органы почему-то не считают это серьезной проблемой:
– Существует феномен "правой сцены", можно назвать ультраправой, чтобы не сильно обижать либералов, которые тоже себя иногда называют правыми. Он существует давно. В России данная "сцена" достаточно развита и оказывает серьезное влияние на молодежь. То есть это какой-то набор музыкальных коллективов, которые придерживаются ультраправых и националистических, расистских и тому подобных ксенофобных взглядов. Они это отражают в своем творчестве, производят соответствующие аудио- и видеоматериалы, а также рекламную продукцию – футболки, постеры и так далее. Все это попадает и в Интернет – в том числе через сайты, которые занимаются дистрибуцией этих материалов. Значительная часть "правой сцены" находится на самоокупаемости, в некоторых случаях это даже прибыльный бизнес. Есть здесь и международные аспекты. Существует европейское объединение, которое называется "синдикат": российские группы ездят в Европу и дают концерты, а западные группы приезжают в Россию. На эти концерты собирается разное количество зрителей. Это может быть от 100 до нескольких сот человек. Но аудитория, которая воспринимает эту пропаганду ультраправых идей и затем ретранслирует их, есть. Почему мы считаем этот феномен важным? Потому что это канал распространения ультраправых идей, которому люди, в чьи обязанности входит борьба с экстремизмом, не уделяют серьезного внимания. Количество русскоязычных ультраправых музыкальных групп измеряется десятками. Но если вы возьмете официальный список экстремистских материалов, то найдете там одну группу, фактически запрещенную, то есть признанную экстремистской, и 12 песен другой группы, "Циклон Б". И все. У группы "Циклон Б" только эти конкретные песни признаны экстремистскими, а остальные – не признаны, поэтому группа спокойно функционирует дальше, – рассказывает Алексей Козлов.
Другой аспект, на который обращают внимание авторы исследования, – ультраправые тенденции в среде футбольных фанатов.
– Значительное число футбольных фанатов придерживаются правых взглядов и в той или иной степени пропагандируют их: многие фанатские группировки используют прямо или косвенно символику, очень близкую различным российским ультраправым организациям. Ну, например, фанаты "Динамо" (Москва) используют кельтский крест. А часть фанатов "Спартака" носит шарфы, на которых изображен орел, сидящий на букве "С" ("Спартак"). Тут явно возникает ассоциация с эмблемой эсэсовских войск "Мертвая голова". Почему мы говорим об опасности этого феномена? Как известно, значительная часть фанатских группировок ориентирована на прямое уличное столкновение с другими фанатскими группировками. Мы можем достаточно легко сделать вывод, что они будут применять насилие и по отношению к своим идеологическим противникам, – прогнозирует Алексей Козлов.
Алексей Козлов живет в Воронеже и говорит, что диски с песнями националистических групп можно купить в музыкальном ларьке в супермаркете рядом с его домом. Такая же ситуация – в Ростове-на-Дону, свидетельствует соавтор доклада Константин Баранов:
– В нашем регионе мы выявили очень явную связку между теми вещами, о которых говорил Алексей: субкультура футбольных болельщиков, "правая сцена" и организованные ультраправые группы, которые задействованы, в том числе, в насильственных акциях. Вот пример: один и тот же человек называет себя руководителем регионального отделения известной международной нацистской сети, занимает должность в администрации крупнейшего в регионе футбольного клуба, отвечая за связь с болельщиками, и вдобавок к этому держит магазин всякой атрибутики, музыкальной и печатной продукции. Его же руками организуются концерты соответствующих музыкальных групп на разных площадках города и в пригородах. Причем для правоохранительных органов, насколько нам удалось выяснить, это не какая-то тайна за семью печатями. Данный человек хорошо всем известен и непонятно в каких отношениях состоит с правоохранителями…
Авторы исследования подчеркивают, что должного противодействия экстремистским группировкам не оказывают не только в российских регионах, но и в столице. Алексей Козлов напоминает, что концертные площадки Москвы официально предоставляются для выступления музыкальных коллективов с националистическим уклоном и их охраняет милиция:
– На мой субъективный взгляд, стало больше легальных концертов таких групп. Совершенно неожиданным для меня было допущение московскими властями 4 ноября концерта группы "Коловрат" на Болотной площади. Если почитаете заголовки их песен, задав поиск в Интернете, сразу все станет понятно. Уж не говоря о самих текстах. И это одна из самых длительно существующих групп. Там же, на Болотной площади в центре Москвы, при охране правоохранительных органов выступала группа "Хук справа", которая является официальным голосом националистической группировки "Русский образ". Очень показательные агитационные материалы были подготовлены к этому концерту. Были флайеры, которые настоятельно рекомендовали, например, не вскидывать руку в нацистском приветствии – чтобы избежать проблем с правоохранительными органами…
Алексей Козлов признает, что правоохранительным органам трудно разобраться в происходящем на "правой сцене", потому что это чисто молодежный феномен:
– Чтобы его изучить, нужно откуда-то взять компетентную молодежь, которая сможет этим заняться. Но в правоохранительных органах практически нет адекватных молодых людей, которые разбираются в музыкальных стилях, могут проанализировать репертуар вот этих групп, дать какие-то рекомендации. Ситуация для них действительно затруднительная. Мы все время предлагаем наши услуги в этом направлении. Говорим: мы можем делать экспертизу по вашему запросу, можем вам предоставлять уже имеющиеся у нас экспертные материалы на эту тему. Пока наши предложения игнорируются, – сожалеет Алексей Козлов.
Часть доклада "Ксенофобия в молодежной среде" посвящена анализу государственной политики в сфере противодействия ксенофобии и рекомендациям для государственных органов. Одна из главных рекомендаций для милиции – правильно трактовать закон об экстремизме и не разгонять мирные митинги либеральной молодежи, а бороться с настоящими носителями экстремисткой, нацисткой идеологии.