Надежда Гладыш: С Первого января текущего года власти Удмуртии монетизировали ветеранскую льготу на оплату жилищных и коммунальных услуг, то есть пенсионерам и инвалидам выставляют платежку в полном объеме, а затем, вместе с пенсией присылают некую сумму, которую назвали ЕДК или ежемесячной денежной компенсацией.
Вот как суть изменений в платежах разъясняет начальник Индустриального отдела соцзащиты Татьяна Детольяне. Она общается с получателями пенсий прямо в коридоре своего департамента.
Татьяна Детольяне: Тут монетизация заключается в том, что происходит не отмена льгот, как многие думают, а просто замена натуральных льгот денежными выплатами. Будете полностью платить за квартплату, за газ. Проблем не будет у тех льготников, кто проживает в одном районе и пенсии получает здесь же.
Надежда Гладыш: Порядок, который регулирует переход на новую систему, разработан Министерством соцзащиты Удмуртии, утвержден региональным правительством, опубликован в газетах. Этот порядок опирается на так называемый стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, разный не только для разных муниципальных образований, но и для разных категорий жилья в зависимости от объема жилищно-коммунальных услуг. Заместитель министра соцзащиты Елена Саламатова рассказывает, как считали размер компенсации.
Елена Саламатова: Мы предварительные расчеты вели. Они показали, что большинство граждан как бы получат копейку в копейку и чуть больше. Есть категории, которые как бы могут пострадать, например, категория инвалидов от общего заболевания, живущих в больших квартирах. Мы говорим о том, что люди не должны пострадать.
Надежда Гладыш: Но тревожные ожидания у пенсионеров начались еще в прошлом году, потому что с одной монетизацией, 2005 года, они уже четко связали катастрофическое падение своего жизненного уровня. Об этом знают в министерстве.
Елена Саламатова: 2005 год показал, что, конечно, на селе-то выиграли, а, допустим, город, который имел и телефон, и бесплатный проезд, зубопротезирование имел, они, конечно, потеряли.
Надежда Гладыш: Поэтому словам замминистра о том, что никто не должен пострадать, не очень поверили. Зато сразу отметили, что региональный стандарт применен прошлогодний, рассчитанный от тарифов 2009 года. Это признали и чиновники, но клятвенно заверили, что как только правительство утвердит новые стандарты, сразу сделать доначисление. Но идет уже последняя декада марта – новых значений стандартов так и нет. Кроме того, возмутило пенсионеров-льготников и заложенное в порядок положение о том, что если разница между компенсацией и льготой будет в ущерб ветерану, то эту дельту он сможет получить лишь год спустя, не раньше. А судя по первым откликам ветеранов, процент обсчитанных выйдет все же больше, чем полагали разработчики.
Пожилые льготники звонят в редакции газет и жалуются на то, что компенсация не покрывает величину предоставленной им законом льготы и на то, что в отделах соцзащиты вместо вежливой консультации им хамят и твердят, что все начислено правильно. На сто с лишним рублей обсчитали Елену Письменскую. Она имеет право на льготу вместе с мужем-ветераном труда. Её возмущает подход коммунальщиков, которые печатают на обороте платежки строгие требования о полной оплате.
Елена Письменская: Смотрите, фразы: "Льготник обязан сначала в полном объеме оплатить жилье и коммунальные услуги, и только после этого государство вернет ему часть платы". За эту фразу юристу ихнему надо оторвать голову - "льготник обязан". Льготник обязан оплатить 50% стоимости коммунальных услуг, как написано в законе. А больше он ничего не обязан.
Надежда Гладыш: Основная трудность для пенсионеров сейчас выявилась вот в чем. При новом порядке полученную сумму компенсации им не с чем сравнить. В платежке перестали проставлять величину положенной льготы. А посчитать её самим для многих затруднительно, так как в этом деле довольно сложная методика, учитывающая стандарты жилья, нормативы услуг и многие другие факторы. А, не имея цифру для сравнения, многие пенсионеры даже не догадываются, что получают меньше, чем положено. Алевтина Ивасива – человек грамотный, бывший инженер. Она разобрала по косточкам систему начисления льгот. И обнаружила разницу.
Алевтина Ивасина: Я подсчитала – 560,35. Это я должна получить. И разница получается 79 рублей 35 копеек.
Надежда Гладыш: Кстати, и главный аргумент, которым чиновники Удмуртии объясняли необходимость срочного перехода от натуральных льгот к денежным компенсациям в ЖКХ – что этого требует 185-й Федеральный закон, по которому регионы получают субсидии на капитальный ремонт жилых домов – и тот плохо соответствует реалиям. Две трети домов Ижевска из прошлогодней заявки были отставлены на 2010 год. Пока движения в них нет.