Политолог Абдулла Истамулов – о происхождении шахидов

Москва скорбит

Для того чтобы стать смертницей, кавказская женщина должна пережить публичное посрамление себя или близких, считает политолог, руководитель исследовательского центра "Северный Кавказ -стратегия" Абдулла Истамулов.

- Насколько, на ваш взгляд, обоснованна так оперативно появившаяся версия о "кавказском следе" в деле о последних московских терактах?


- Я думаю, что такая реакция стала уже привычной. Но разве зона недовольства в стране ограничивается только Северным Кавказом? Я опасаюсь неадекватной реакции – вспышки насилия и садизма под лозунгом борьбы с терроризмом.

- Если все-таки допустить, что эта версия имеет право на существование… Что должно произойти с кавказской женщиной, чтобы она решилась стать смертницей?

- Она должна пережить унижение. Публичное посрамление себя или близких. Только это может объяснить такой поступок.

- Если в семье остались мужчины, может ли женщина стать шахидкой?

- Раньше это было невозможно.

- Существует ли, по вашему мнению, на Северном Кавказе организованное подполье, которое систематически занимается подготовкой шахидов?

- Потенциал для этого есть. В какой мере он используется, сказать сложно. Чечня и Ингушетия слишком маленькие территории, хотя и там обстановка меняется. В каждой северокавказской республике есть села, контролируемые ваххабитами. Но в первую очередь речь может идти о Дагестане.

- Можно ли говорить о том, что в последнее время авторитет лидеров ваххабитов растет?

- Социологические исследования на этой территории сильно затруднены. Но, по нашим данным, наблюдается рост недовольства властями. А если где-то убыло, значит, где-то прибыло.

- Речь идет о федеральных властях или о местных?

- И о тех, и о других.