Кино, которое "против"

Андрей Хржановский

В Москве, в Театре оперетты состоялась церемония вручения национальной кинематографической премии "Ника". Абсолютным победителем на этот раз стал фильм Андрея Хржановского "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину". Картина получила три премии: как лучший игровой фильм, за режиссуру и за сценарий, написанный Хржановским в соавторстве с Юрием Арабовым.

Радио Свобода рассказывало о фильме "Полторы комнаты" после Выборгского фестиваля и сердечно поздравляет авторов этого подлинно художественного кино.

Награды за лучшие мужские роли присуждены Олегу Янковскому (посмертно) за фильмы "Царь" и "Анна Каренина" и Владимиру Ильину – за "Палату №6".

При выборе лучшей мужской роли второго плана голоса академиков распределились поровну между тремя актерами. Это Сергей Дрейден, Роман Мадянов и Максим Суханов (сыгравшие в фильмах "Сумасшедшая помощь", "Петя по дороге в царствие небесное" и "Человек, который знал все") – они получили по статуэтке каждый.

За главную женскую роль и за женскую роль второго плана награждены актрисы из фильма "Похороните меня за плинтусом" – Светлана Крючкова и Мария Шукшина.

Вообще премий второго плана много. Например, две таких премии у фильма "Царь" – художнику по костюмах и художнику-постановщику…

Лучший анимационный фильм – "Очумелов" Алексея Демина, а лучший документальный – "Рерберг и Тарковский: обратная сторона Сталкера" Игоря Майбороды.

Очень существенно, что открытием года признана картина Павла Бардина "Россия-88", которую очень долго не выпускали в прокат – РС об этом рассказывало.

Лучшим фильмом от стран СНГ и Балтии признали "Мелодию для шарманки" Киры Муратовой. Лучшим телевизионным фильмом – "Подстрочник" Олег Дормана. А награды за вклад и честь и достоинство профессии – две "Ники" – вручены Юрию Норштейну и Людмиле Гурченко.

Церемония награждения длилась с семи часов вечера до половины первого ночи. Но самыми важными были две минуты молчания: первая – памяти людей, погибших в последние дни в Москве и за ее пределами. Вторая – памяти ушедших из жизни коллег.

В прологе Михаил Ефремов по традиции читал грустные, умные и одновременно смешные стихи Дмитрия Быкова. Запомнились фразы:

"Хранители традиций только мы,
По-прежнему все делаем вручную".

Или эта:

"Умение подковывать блоху –
Вот наш аналог нанотехнологий".

Далее в стихотворении две враждующие фракции Союза кинематографистов уподоблялись Моцарту и Сальери. Правда, теперь Сальери не пользуется устаревшим орудием убийства – ядом, а ходит в Кремль:

"Смотрите: мы – за вас,
А эти – против".

"Эти", которые как бы "против", все же получили приветствие от президента Медведева – приветствие зачитал собравшимся Михаил Швыдкой. Он же вручал награду за фильм "Подстрочник" Олегу Дорману. И вдруг Дорман говорит: 11 лет чиновники, включая Михаил Швыдкого, уверяли его в том, что такой фильм никому не нужен и смотреть его никто не будет. А дальше развивает тему, начатую Юрием Борисовичем Норштейном. Выдающийся режиссер, автор "Сказки сказок" и "Ежика в тумане", принимая награду из рук Алексея Баталова, президента "Ники" (и, кстати, голоса из фильма "Ежик в тумане"), сказал, что анимация в беде: "Союзмультфильм" погибает по вине чиновников, которым, по Чехову, чужда жизнь. Земля вокруг киностудии уже трижды продана, и сделано это, продолжает Норштейн, для того чтобы не докопаться до того, кто был первым. Выступая, Норштейн еще не знал про награду Дорману, но при этом заметил: люди смотрят "Подстрочник", а значит, они хотят слушать Лилиану Лунгину, а не Константина Эрнста, и думать надо вообще не о том, сколько миллионов соберет фильм, а о культуре, о миллионах людских сердец. Позже Максим Суханов заявил, что подписывается под всеми словами Норштейна…

И еще одно сильное, хотя в другом роде, впечатление – от награждения Людмилы Гурченко. Награду ей вручали Алексей Герман, Петр Тодоровский, Эльдар Рязанов и Александр Ширвиндт. Они должны были петь, но тут Герман пошутил, сказал, что у него слуха нет, поэтому он просто песню написал. И на мотив "Землянки" трое остальных исполнили:

"Когда Люся играет в кино,
До чего же она хороша.
И хоть в зрительном зале темно,
У народа светлеет душа".

Песенка эта заканчивается словами:

"Колени хочу преклонить,
Но не встану обратно, боюсь..."

И тут, словно нарочно, Эльдар Рязанов роняет бумажку. Поднимает ее – легко и непринужденно... Людмила Марковна Гурченко. И произносит в ответ очень прочувственный и совершенно драматургически выстроенный монолог о своей судьбе и вообще о судьбе актрисы.

Гурченко рассказывала, пела, импровизировала. Это был настоящий джаз. А под конец актриса произнесла: "Я всегда служила своему делу". "Служила своему делу" – хорошо сказано...