Кино для тех, кто любит небо

Старый автокинотеатр в Оклахоме. Когда-то здесь было много зрителей/

Полвека назад, 31 марта 1960 года, в местечке Гравенбрух под Франкфуртом-на-Майне появился первый в Европе автомобильный кинотеатр.

Термин "автомобильный кинотеатр" родился в Соединенных Штатах Америки. В 1932 году Ричарду Холлингсхеду, жителю города Кэмден (штат Нью-Джерси), пришла в голову мысль создать под открытым небом кинозал для автолюбителей, где фильмы можно было бы смотреть, не выходя из машины. Патентное бюро закрепило авторские права на эту выдумку, и 6 июня 1933 года заработал первый в мире автомобильный кинотеатр. Для трехсот тридцати пяти машин возвели шестиметровый забор, посадили деревья, чтобы как-то украсить центр досуга нового типа. В роли экрана выступала побеленная стена. Звук шел из трех мощных громкоговорителей. Поэтому местные жители, не пришедшие на открытие кинотеатра, также смогли, пусть частично, познакомиться с содержанием фильма. Это была лента "Предусмотрительная женушка" – картина, не оставившая видного следа в мировом кинематографе.

Диковинный автокинотеатр Ричарда Холлингсхеда просуществовал три года. Однако идея резво распространилась по всей стране. В середине 50-х в США было уже более четырех тысяч автомобильных кинотеатров. Пресса часто критиковала их устроителей: приезжавшие по вечерам на кинопоказы автолюбители, как писали журналисты, на самом деле имели другую цель – они обращали мало внимания на происходившее на экране, вместо этого занимаясь сексом в машинах.

То, что первый в Европе автокинотеатр открылся 31 марта 1960 года именно под Франкфуртом-на-Майне – скорее закономерность, чем случайность. В ту пору Франкфурт-на-Майне был, пожалуй, самым автомобильным городом ФРГ. К тому же неподалеку располагались американские военные базы. В кинотеатре "Гравенбрух" стали продавать гамбургеры – задолго до тех времен, когда в Европе появилась широкая сеть ресторанов фаст-фуда. Открылись автокинотеатры и в других немецких городах. Но, начиная с 70-х, из-за массового распространения телевидения и видеомагнитофонов, популярность автомобильного кино пошла на убыль.

Два года назад берлинский автокинотеатр "Райникендорф" постигла скорбная участь многих других подобных заведений: он закрылся. Однако спустя девять месяцев, к удивлению многих местных жителей, открылся вновь. Рассказывает новый владелец кинотеатра "Райникендорф" Себастьян Бём:

– Автомобильное кино – это в каком-то смысле культовое явление. И если все организовано правильно, то просмотр фильмов здесь может стать диковинным развлечением. К нам приезжают одинокие люди и пары. В отличие от обычных кинотеатров, здесь не услышишь нецензурной брани. Здесь не плюются попкорном, не оставляют за собой горы мусора. Мы стараемся сохранить атмосферу автомобильных кинотеатров, существовавших в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века: официантки ходят от одной машины к другой, предлагая зрителям закуски и напитки. Если раньше в таких кинотеатрах стоял громкоговоритель, то сейчас во время показа фильма звук передается ультракороткими волнами. Посетители слышат его в своих автомобильных радиоприемниках.

А вот мнение некоторых из первых зрителей, пришедших после девятимесячного перерыва в автокинотеатр "Райникендорф":

– У автомобильного кино есть свои традиции. Если в обычном кинотеатре зрители обычно смеются, когда смотрят комедию, то здесь принято сигналить. Конечно, это захватывает, интригует.

– Здесь совершенно особая, интимная атмосфера. Никто не разглядывает других зрителей, никто не мешает смотреть фильм. Сюда можно прийти с близкими людьми и чувствовать себя во время киносеанса на редкость уютно…

Некоторые немецкие кинокритики считают, что сегодня в восточных землях Германии куда больше интереса к автомобильному кино, чем в западных. Это можно объяснить тем, что в ГДР существовал всего один автокинотеатр.

В начале февраля нынешнего года в Берлине, в выставочном зале Temporäre Kunsthalle открылся еще один автомобильный кинотеатр. Просуществовал он недолго, всего пять недель, однако за этот короткий срок успел удивить посетителей своей оригинальной концепцией.

Рассказывает пресс-секретарь выставочного зала Temporäre Kunsthalle Бэрбель Хартье:

– В отличие от других автокинотеатров Германии, в наш нельзя было въезжать на собственной машине, а следовало парковаться у центрального входа. Мы обзавелись подержанными автомобилями, которые на время демонстрации фильма сдавались в прокат. А входных билетов как таковых не было. Мы попытались найти новую форму кинопоказа, не похожую на кинотеатры-однозальники, демонстрирующие артхаусные фильмы. Люди себя чувствовали уютно и свободно. Пары во время фильма могли целоваться, обниматься. Никто никого не контролировал...

Хотя автомобильное кино в Германии сейчас не столь популярно, как несколько десятилетий назад, но оно по-прежнему любимо теми, кому в эпоху интернета и DVD-плееров не хватает романтики широкоформатных фильмов на открытом воздухе и высокого неба.

(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы – дневной выпуск".)