Католическая пасха и грехи священников

Базилика святого Петра в Ватикане

Завершающиеся пасхальные праздники оказались омрачены для католической церкви скандалами, связанными с многочисленными случаями сексуального насилия над детьми в стенах католических учреждений во многих странах.

Немецкие епископы всех уровней вопреки традиции начинали пасхальные проповеди со слов покаяния перед жертвами сексуального насилия, говорили о собственной ответственности и коллективной вине в замалчивании подобных случаев, а еще более – в явно недостаточном внимании к жертвам сексуального насилия и их страданиям.

Некоторое время назад на ситуацию отреагировало правительство Германии, введя посты уполномоченных по этому вопросу. Церковь организовала телефон доверия – и уже в первый день работы этой службы было зафиксировано более 4,5 тысячи звонков, а ответить служба была в состоянии только на 160. Такого потока жалоб и сообщений церковь явно не ожидала.

Криста Никельс, политик партии "зеленых" и член центрального комитета католической церкви Германии -организации, объединяющей представителей духовенства и верующих, комментирует ситуацию:

– Мы имеем дело с самым большим кризисом доверия к католической церкви со времен Адольфа Гитлера. Я являюсь членом совета церковной общины, объединяющей жителей трех поселков, а также представляю нашу общину в совете общин региона. Сегодня наблюдаю оцепенение верующих, которые находятся в состоянии полной потери ориентиров. Когда в небольших группах возникают разговоры на эту тему, например, среди женщин в церковном хоре, все говорят, что отказываются понимать, как руководство церкви реагирует на явные преступления. Особенно тяжело в тех случаях, когда они лично знакомы или были знакомы со священниками, обвиняющимися в насилии над детьми... Даже далекие от церкви люди, которые до сих пор уважали деятельность церкви за ее школы, детские сады и благотворительные организации, все они качают головами и отворачиваются. Но следует признать: многолетний заговор молчания вокруг этой темы был у нас не только в церковных стенах. Когда в 80-е годы я как депутат начала работу в бундестаге, прекрасно помню, какой поднимался крик среди депутатов, если кто-либо заводил разговор о сексуальном насилии. Реагировали так, словно затронувший эту тему поливает грязью институты семьи и церкви. С тех пор многое изменилось, и я полагаю, что пришло время для того, чтобы и церковь, и общество отыскали верный подход к проблеме.

В связи с крайне неприятной для католической церкви ситуацией внесены изменения и в протокол пасхальной мессы в Ватикане. Вот что рассказал об этом римский журналист Алексей Букалов:

– Этот скандал не мог не отразиться на атмосфере праздника и даже на его церемониальной части. Скажем, впервые был нарушен протокол главного праздничного дня – Светлой Пасхи, Воскресения. Месса началась неожиданно с заявления от имени Кардинальской коллегии, с которым выступил ее декан, кардинал Анджело Содано. Он призвал и клир, и паству не поддаваться на провокации и высказал солидарность с Папой Римским, подвергающимся нападкам в связи со скандалами на сексуальной почве.

– Почему Папа молчит?

– Папа не молчит. Он просто не опускается до непосредственного участия в полемике. И считает эти скандалы с участием священников испытанием для него лично и для всей Католической церкви. Это было сказано в обращении urbi et orbi (граду и миру) по случаю Пасхи. Это же разъяснение мы получили из уст главы Службы печати Святого Престола Федерико Ломбарди. При этом он добавил, что многие епископы по всей Европе использовали Страстную неделю для покаяния и поклялись в своей невиновности в громких историях, связанных с растлением детей священниками.

Здесь есть еще одна, очень неожиданная параллель. Влиятельный итальянский еженедельник "Панорама" в пасхальном номере опубликовал большой комментарий к этому скандалу, где достаточно неожиданно говорится о том, что предшественник Ратцингера Папа Иоанн Павел II часто замалчивал и не позволял раздувать такого рода скандалы. А вот нынешний суверен Ватикана занимает в этом вопросе более жесткую позицию.

– И все же создается впечатление, что Ватикан проигрывает эту пропагандистскую схватку за сохранение своего доброго имени.

– Мы подходим к этому делу со светских позиций, а не с религиозных. А именно так реагирует Ватикан – не нужно суетиться! Конечно, это серьезнейший удар по позициям церкви, за которым стоит еще и призрак возможной отмены целибата.

– Некоторые епархии, где имели место эти прискорбные факты, - территория Германии. И есть мнение экспертов, которые считают, что глубина кризиса нынешней Католической церкви в Германии такова, что сопоставима с проблемой, которую церковь испытывала во время коллаборации священников с нацистами. Это сильное преувеличение?

– Я бы провел другие параллели. А именно – со скандалом, который случился с папессой Иоанной. Неправедным путем, переодетая монахом, взошедшая в IX или X веке на Папский престол, она потом публично разрешилась от бремени. Это повергло в шок паству и всех окружающих. Вот это был скандал, который можно, пожалуй, сопоставить с сегодняшним. Правда, не знаю, является ли этот случай историческим, поскольку церковь категорически отвергает существование такого эпизода в своих хронографах.