СНВ: Обама и Медведев договорились на 10 лет

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Обама и Медведев подписали договор по СНВ


Президенты США и России Барак Обама и Дмитрий Медведев подписали в Праге новый договор о стратегических наступательных вооружениях. Он предусматривает, в частности, сокращение развернутых ядерных боеголовок каждой из сторон почти на треть - до 1550.


На пресс-конференции после подписания договора Барак Обама и Дмитрий Медведев не скрывали своего удовлетворения по поводу заключенного соглашения. Оба говорили о его важности как для двусторонних отношений, так и для всего мира.
Мы решили нашу общую задачу по заключению договора о дальнейшем сокращении стратегических вооружений, который создает механизм взаимного контроля, позволяющий нам укреплять взаимное доверие

Барак Обама: "Сегодняшний день – важнейшая веха в решении проблемы ядерного нераспространения и в американо-российских отношениях. Мы решили нашу общую задачу по заключению договора о дальнейшем сокращении стратегических вооружений, который почти наполовину сокращает количество средств доставки ядерных боеголовок, который создает механизм взаимного контроля, позволяющий нам укреплять взаимное доверие".

Дмитрий Медведев: "Весомым итогом нашей сегодняшней встречи я бы назвал продвижение по пути формирования нового качества отношений с Соединенными Штатами Америки, которые учитывают и наши взаимные интересы, и основываются на предсказуемости. Действительно, в этом плане заключенный договор помогает выйти на новую дорогу".

Срок действия предыдущего Договора по стратегическим наступательным вооружениям истек в декабре прошлого года, и первоначально стороны планировали заключить новое соглашение до того, как перестанет действовать старое. Этого сделать не удалось из-за разногласий по поводу учета ядерных боеголовок и планов США создать систему противоракетной обороны в Европе.

Однако перенос подписания нового договора по СНВ, похоже, сыграл на руку Бараку Обаме. Нынешняя церемония в Пражском граде выглядела символично, поскольку она состоялась ровно через год после того, как здесь же, в Праге, президент США выступил с программной речью, провозгласив полное ядерное разоружение конечной целью американской внешней политики. Вот что сказал тогда Обама:

"Холодная война канула в прошлое, но тысячи единиц оружия времен холодной войны остались. Странным образом повернулась история. Угроза глобальной ядерной войны уменьшилась, но риск ядерного нападения возрос. Как единственная ядерная держава, которая применила ядерное оружие, США, испытывая моральную ответственность, должны действовать. Нам не добиться успеха в одиночку, но мы можем возглавить борьбу за достижение успеха. Итак, сегодня я заявляют со всей ясностью и убежденностью о приверженности Америки достижению мира и безопасности без ядерного оружия".
Весомым итогом нашей сегодняшней встречи я бы назвал продвижение по пути формирования нового качества отношений с Соединенными Штатами Америки, которые учитывают и наши взаимные интересы, и основываются на предсказуемости

Новый договор по СНВ, рассчитанный на 10 лет с возможностью продления еще на 5, предусматривает сокращение ядерных потенциалов двух стран почти на 30 процентов – до 1550 боеголовок у каждой из сторон. Несмотря на то, что в документе не прописаны какие-либо ограничения по поводу строительства систем противоракетной обороны, стороны оставили за собой право выйти из договора.

По словам российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, наиболее вероятной причиной возможного выхода России из договора может стать создание стратегической системы ПРО США, которая будет в состоянии нейтрализовать российские ядерные силы:

"Когда и если наше наблюдение за реализацией этих планов покажет, что они выходят на уровень создания стратегической противоракетной обороны и этот уровень будет нашими военными специалистами расценен как создающий риски для российских стратегических ядерных сил, тогда мы и будем иметь право воспользоваться тем положением, которое в этом договоре заключено".

Впрочем, американский специалист, сотрудник Независимого института в Калифорнии Айвон Иланде считает маловероятным, что Москва действительно видит для себя угрозу в системе ПРО США.

– Думаю, русские все же понимают, что ныне планируемая система ПРО, что бы про нее ни говорили, не может угрожать их системе стратегического сдерживания. Для этого она должна была бы выглядеть немного мощнее. Тем более что для нынешней администрации США ПРО в Европе – дорогостоящий, обременительный проект, – говорит Айвон Иланде.

Теперь новый договор по СНВ должен пройти ратификацию в парламентах обеих стран, и если в Государственной думе России каких-либо проблем с этим не ожидается, то в США многое будет зависеть от того, состоится ли ратификация до или после промежуточных выборов в американский Сенат. Если республиканцам удастся по итогам этих выборов увеличить свое представительство в Сенате, то, вполне возможно, одобрение договора существенно затянется, предсказывают эксперты.

В целом же как российские, так и американские наблюдатели называют заключение нового договора по СНВ важным позитивным шагом в развитии американо-российских отношений. Эту точку зрения разделяет директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин:

– Переговоры шли непросто. Договориться сумели. Договор не праздный, договор не парадный. Это первое.

Второе: сейчас, благодаря этому договору, создана основа для дальнейшего продвижения в российско-американских отношениях. Появилась какая-то позитивная динамика. Если удастся ее развить, может быть, отношения можно будет вывести не то чтобы на более высокий уровень, а в более спокойную плоскость. Но это будет зависеть от последующих действий.

Третье: договор, несмотря на все заявления о том, что он мало сокращает или почти ничего не сокращает, все-таки является практическим шагом в направлении более безопасного мира. Безопасного не потому, что будет меньше ядерного оружия, а потому, что отношения между ведущими ядерными державами становятся более предсказуемыми, менее враждебными, открываются новые возможности в области контроля над вооружениями.

Следующий момент: у президентов США и России и у международного сообщества будут в целом более весомые аргументы на конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия. Когда большие и ядерные державы будут говорить малым и неядерным: "Ребята, вы должны оставаться неядерными", - у них будут аргументы "мы сокращаем ядерные вооружения". И за последние 20 лет благодаря усилиям в российско-американском направлении удалось сократить две трети ядерных боезарядов. Это немало, – отмечает Дмитрий Тренин.

Директор вашингтонской Ассоциации по контролю над вооружениями Дэрил Кимболл согласен с тем, что после заключения нового российско-американского договора по СНВ легче будет решать такие ключевые проблемы в области ядерного разоружения, как ядерные программы Ирана и Северной Кореи:

– Иран и Северная Корея – это серьезные проблемы, которые надо решать дипломатически путем. Если Соединенные Штаты и Россия будут продолжать наращивать ядерные вооружения, оправдывая это оборонной необходимостью, то гораздо труднее будет организовать международную поддержку санкциям против Ирана и Северной Кореи за нарушения ими правил по нераспространению ядерного оружия. Будет труднее склонить Северную Корею к тому, чтобы она отдала имеющееся небольшое количество плутония, и склонить Иран к отказу от создания ядерного оружия.

На пресс-конференции 8 апреля Дмитрий Медведев также сообщил, что посетит летом США с официальным визитом.