Улица испанской мечты

Гран Виа

Столица Испании отметила столетие своего главного проспекта, Гран Виа. Его название переводится на русский как Большая дорога.

Улицу Гран Виа 100 лет назад власти Мадрида проложили, как Новый Арбат в Москве: по самому центру города. При этом было снесено 312 старинных домов, с карты столицы исчезли 48 узких, возникших еще в средние века, маленьких улиц. Проект магистрали, длина которой всего тысяча триста метров, разрабатывался чуть ли не полвека. Начали в 60-х годах 19-го столетия и продолжали еще лет 20 после того, как приступили к прокладке проспекта в апреле 1910 года.

Вдоль широкой улицы выросли здания, построенные по последней европейской архитектурной моде тех лет. В них разместились магазины, кафе и рестораны, отели, театры и кинотеатры, офисы банков и страховых компаний и, разумеется, роскошные квартиры для состоятельных мадридцев.

В нынешних торжествах по случаю столетия Гран Виа принял участие король Испании Хуан Карлос, чей дед, король Альфонс XIII, сто лет назад присутствовал на празднике в связи с началом работ на проспекте.

– Проспект Гран Виа родился как мечта, устремленная в будущее. И эта мечта скоро стала реальностью. Ведь проспект вобрал в себя последние достижения градостроительства своего времени, стал деловым и культурным центром. Он способствовал прогрессу Мадрида и всей Испании, – говорит мэр города Альберто Руис-Гальярдон.

Начинается Гран Виа у площади Испании, на которой находится знаменитый памятник Сервантесу. От этого места до площади Кальяо проспект часто называют "мадридским Бродвеем": именно здесь расположены самые популярные театры и концертные залы города.

Следующий отрезок проспекта, до его слияния с улицей Алкала, известен своими магазинами: здесь расположен Дом книги, один из универмагов компании "Корте Инглес", магазины испанских и международных фирм модной одежды "Сара", "Бершка", "Кортефьель", "Сфера", "Манго", "Страдивариус"… Неподалеку – самое знаменитое мадридское кафе "Чикоте". С 30-х годов 20-го века в нем собирались столичные интеллектуалы, политики, журналисты, литераторы. Да и сегодня, зайдя в кафе, вы непременно столкнетесь с какой-нибудь знаменитостью, если не испанской, то иностранной. Во всяком случае звезды Голливуда, посещая Мадрид, считают своим долгом побывать в этом кафе. Здесь, говорят, неоднократно, еще в 30-е годы, выпивал Хемингуэй.

Особо выделяется на центральном отрезке Гран Виа здание телефонной компании "Телефоника". Оно было построено в конце 20-х годов и считалось одним из первых небоскребов в Европе, хотя его высота и составляет всего 90 метров. Во времена гражданской войны – во второй половине тридцатых годов – на верхних этажах здания располагался наблюдательный пункт противовоздушной обороны столицы.

Говорит испанский писатель, знаток мадридской архитектуры Сантьяго Амон:

– Здание "Телефоники" по своему архитектурному стилю органически вписывается в ансамбль проспекта, хотя и значительно выше других строений. Любопытно, что это единственное здание, построенное не в европейском архитектурном стиле, а в американском – в стиле нью-йоркских небоскребов. Его создатель, архитектор Карденас, был большим поклонником американской архитектуры…

Примечательно, что вокруг роскошной Гран Виа, утопающей вечером в море огней, сохранились маргинальные кварталы. К примеру, расположенные поблизости улицы Монтера, Бальеста и другие – среда обитания проституток и наркоманов. А вплотную прилегающий к главному проспекту столицы район Чуэка в последние десятилетия прочно заселили представители сексуальных меньшинств. На самом проспекте они ежегодно устраивают шумные празднества "Дня гордости геев".

За время своего существования проспект поменял несколько названий. Первоначальное – Гран Виа – пришедшие к власти в 1936 году "левые" поменяли на "Проспект имени профсоюза анархистов СНТ". Затем, после начала гражданской войны в июле того же года, магистраль получила название "Проспект России", а с ноября 37-го года – "Проспект Советского Союза" (в знак благодарности Москве за поставки военной техники и отправку военных специалистов). Генерал Франко затем назвал проспект в честь основателя испанской "фаланги" Хосе Антонио Примо де Риверы. И лишь после смерти диктатора в 1981 году проспекту вернули его историческое название. Впрочем, в сознании жителей столицы он названия никогда и не менял. И при "левых", и при "правых" жители его называли всегда одинаково – Гран Виа.

(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы – дневной выпуск".)