Все чаще жители ФРГ, особенно в крупных городах, отправляются в последний путь без традиционного похоронного церемониала, без родных и близких, а только в сопровождении работников социальных служб.
В прошлом году в одном только Мюнхене было проведено четыреста пятьдесят таких похорон. Говорит работница управления кладбищами города Зигрид Дитер:
– Мы берем на себя организацию и финансирование похорон в двух случаях: либо у усопших не осталось близких, либо они есть, но не хотят объявляться. Сначала мы собираем все необходимые документы: свидетельство о смерти, разрешение прокуратуры на проведение похорон, а также справку из полиции о том, что о родственниках умершего ничего неизвестно. Разыскивая этих людей, мы обращаемся за помощью в различные государственные инстанции – в паспортные столы и регистрационные бюро, в правоохранительные органы. Два раза в неделю мы даем объявления в мюнхенские ежедневные газеты с призывом к населению помочь нам в поиске родственников. Мы прекрасно знаем, что многие из них живы и находятся на территории Германии, но скрываются, так как не хотят возмещать бюджетные расходы по проведению похорон...
Об одном случае, достаточно типичном для Мюнхена, рассказывает сотрудник городского комиссариата полиции Гельмут Вебер:
– Восьмидесятичетырехлетняя женщина была найдена мертвой у себя дома. Владелец квартиры разрешил нам взломать дверь, так как соседи на протяжении долгого времени не видели эту женщину. Вместе с нами на место прибыл врач. Он установил позднюю стадию разложения и процесс естественной мумификации тела. Стало ясно, что женщина умерла два-три месяца назад. С подобными случаями я сталкиваюсь каждую неделю.
Зигрид Дитер из управления кладбищами Мюнхена продолжает:
– Нам известно, что эта женщина не была замужем, детей не имела. Родители ее покоятся на Восточном кладбище Мюнхена в фамильном склепе, и мы решили похоронить ее с ними...
Известный в Германии теолог, профессор социологии университета города Гиссен, автор научно-публицистической книги "Умереть в Германии" Раймер Гронемайер считает, что в сознании современного немца смерть окончательно потеряла былую сакральную ценность, стала актом сугубо физиологическим:
– Последние десять лет меня мучает вопрос: как в Германии изменились представления людей о смерти? Пытаясь ответить на него, я стал замечать в немецком обществе некоторые странности, противоречия. С одной стороны, восемьдесят процентов немцев утверждают, что хотели бы умереть у себя дома, в родных стенах. Однако, по данным статистики, те же восемьдесят процентов немцев уходят в мир иной не у себя дома, а в больницах, домах престарелых, хосписах. Другая странность, другое глубокое противоречие: каждый день на экранах телевизоров мы видим смерть, горы трупов в криминальных фильмах, в новостях; и в то же время многие молодые люди в Германии – об этом я сужу по высказываниям своих студентов и по многочисленным социологическим опросам – никогда не видели мертвеца своими глазами. В современных индустриальных государствах смерть оказалась в руках специалистов: врачей, медсестер, сиделок домов престарелых, социальных работников. И неясно, хорошо ли это… В каком-то смысле современную похоронную культуру можно назвать антикультурой, а обряды – антиобрядами. На смену средневековому понятию ars moriendi ("искусство умирать") сегодня пришло нечто иное, до конца не исследованное. Стало модным вообще не проводить похороны, не ухаживать за могилами родных и близких. Мартин Лютер, великий реформатор 16-го века, считал, что человек перед смертью должен ответить на два вопроса: "Кому я еще не простил в этой жизни?" и "У кого я еще должен просить прощения?" И совершенно иные вопросы задают себе люди, умирающие в наше время. В частности: "Все ли я сделал для продления своей жизни?" – констатирует профессор Раймер Гронемайер.
Социологи утверждают, что в Германии исчезла традиционная культура похорон и поминального обряда, имевшая множество вариаций. Раньше в каждой немецкой деревушке были свои традиции прощания с усопшим. Так, в окрестностях Франкфурта-на-Майне существовал обычай разбивать сосуды для питья (стаканы, кружки, рюмки), которыми раньше пользовался умерший. Другая немецкая традиция: молодоженам на свадьбу дарили саваны. Гроб человек себе заказывал, когда ему исполнялось пятьдесят лет. Считалось, что с наступлением именно этого возраста существует угроза мгновенной смерти. Все эти традиции остались в прошлом.
(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы – дневной выпуск".)
В прошлом году в одном только Мюнхене было проведено четыреста пятьдесят таких похорон. Говорит работница управления кладбищами города Зигрид Дитер:
– Мы берем на себя организацию и финансирование похорон в двух случаях: либо у усопших не осталось близких, либо они есть, но не хотят объявляться. Сначала мы собираем все необходимые документы: свидетельство о смерти, разрешение прокуратуры на проведение похорон, а также справку из полиции о том, что о родственниках умершего ничего неизвестно. Разыскивая этих людей, мы обращаемся за помощью в различные государственные инстанции – в паспортные столы и регистрационные бюро, в правоохранительные органы. Два раза в неделю мы даем объявления в мюнхенские ежедневные газеты с призывом к населению помочь нам в поиске родственников. Мы прекрасно знаем, что многие из них живы и находятся на территории Германии, но скрываются, так как не хотят возмещать бюджетные расходы по проведению похорон...
Об одном случае, достаточно типичном для Мюнхена, рассказывает сотрудник городского комиссариата полиции Гельмут Вебер:
– Восьмидесятичетырехлетняя женщина была найдена мертвой у себя дома. Владелец квартиры разрешил нам взломать дверь, так как соседи на протяжении долгого времени не видели эту женщину. Вместе с нами на место прибыл врач. Он установил позднюю стадию разложения и процесс естественной мумификации тела. Стало ясно, что женщина умерла два-три месяца назад. С подобными случаями я сталкиваюсь каждую неделю.
Зигрид Дитер из управления кладбищами Мюнхена продолжает:
– Нам известно, что эта женщина не была замужем, детей не имела. Родители ее покоятся на Восточном кладбище Мюнхена в фамильном склепе, и мы решили похоронить ее с ними...
Известный в Германии теолог, профессор социологии университета города Гиссен, автор научно-публицистической книги "Умереть в Германии" Раймер Гронемайер считает, что в сознании современного немца смерть окончательно потеряла былую сакральную ценность, стала актом сугубо физиологическим:
– Последние десять лет меня мучает вопрос: как в Германии изменились представления людей о смерти? Пытаясь ответить на него, я стал замечать в немецком обществе некоторые странности, противоречия. С одной стороны, восемьдесят процентов немцев утверждают, что хотели бы умереть у себя дома, в родных стенах. Однако, по данным статистики, те же восемьдесят процентов немцев уходят в мир иной не у себя дома, а в больницах, домах престарелых, хосписах. Другая странность, другое глубокое противоречие: каждый день на экранах телевизоров мы видим смерть, горы трупов в криминальных фильмах, в новостях; и в то же время многие молодые люди в Германии – об этом я сужу по высказываниям своих студентов и по многочисленным социологическим опросам – никогда не видели мертвеца своими глазами. В современных индустриальных государствах смерть оказалась в руках специалистов: врачей, медсестер, сиделок домов престарелых, социальных работников. И неясно, хорошо ли это… В каком-то смысле современную похоронную культуру можно назвать антикультурой, а обряды – антиобрядами. На смену средневековому понятию ars moriendi ("искусство умирать") сегодня пришло нечто иное, до конца не исследованное. Стало модным вообще не проводить похороны, не ухаживать за могилами родных и близких. Мартин Лютер, великий реформатор 16-го века, считал, что человек перед смертью должен ответить на два вопроса: "Кому я еще не простил в этой жизни?" и "У кого я еще должен просить прощения?" И совершенно иные вопросы задают себе люди, умирающие в наше время. В частности: "Все ли я сделал для продления своей жизни?" – констатирует профессор Раймер Гронемайер.
Социологи утверждают, что в Германии исчезла традиционная культура похорон и поминального обряда, имевшая множество вариаций. Раньше в каждой немецкой деревушке были свои традиции прощания с усопшим. Так, в окрестностях Франкфурта-на-Майне существовал обычай разбивать сосуды для питья (стаканы, кружки, рюмки), которыми раньше пользовался умерший. Другая немецкая традиция: молодоженам на свадьбу дарили саваны. Гроб человек себе заказывал, когда ему исполнялось пятьдесят лет. Считалось, что с наступлением именно этого возраста существует угроза мгновенной смерти. Все эти традиции остались в прошлом.
(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы – дневной выпуск".)