Владимир Кара-Мурза - о Польше

Варшава прощается со своим президентом Лехом Качиньским и его супругой Марией.

В среду в Варшаву доставлены тела 30 погибших 10 апреля в катастрофе польского президентского самолета под Смоленском. В аэропорту польской столицы самолет из Москвы встретили представители властей и духовенства, родственники погибших. Церемония прощания со всеми жертвами трагедии, среди которых - высокопоставленные чиновники и видные общественные деятели, пройдет в Варшаве в субботу. В воскресенье в Кракове состоятся похороны Леха Качиньского и его супруги. Президент РФ Дмитрий Медведев примет участие в этой церемонии.

Владимир Кара-Мурза: В Варшаве длина очереди у Президентского дворца, где проходит прощание с Лехом Качиньским и его супругой, порой достигает трех километров. На соседних улицах дежурят кареты "скорой помощи" и пожарные автомобили. Похороны Леха Качиньского и его супруги Марии пройдут в воскресенье, 18 апреля. Президентскую чету похоронят в Кракове на территории замка Вавель, где упокоились польские короли, знаменитые поэты, а также Йозеф Пилсудский. Стало известно, что на похороны приедут президент Германии Хорст Келлер и канцлер этой страны Ангела Меркель, президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес, простится с польским лидером в Варшаву прибудет президент США Барак Обама, президент России Дмитрий Медведев, украинский лидер Виктор Янукович и другие политические деятели. Тем удивительнее выглядят разгоревшиеся в самой Польше споры вокруг решения предать президентскую чету земле в усыпальнице королей в Вавельском замке. По сообщению Национального польского телевидения, около 400 краковян выразили протест в связи с этим решением. По данным телеканала, протестующие накануне вечером собрались на манифестацию, они кричали: "Не на Вавеле", "Краков говорит – нет, оставайся в Варшаве", "Лех Качиньский не был королем". Протестующие развернули транспарант с надписью "Действительно ли он достоин королей?". "Газета Выборча" опубликовала 14 апреля редакционную заметку, где решение о погребении на Вавеле называется "поспешным и эмоциональным, принятым под влиянием момента". Там так же указывается, что "подобные решения должны объединять, а не разобщать нацию". Дискуссию внутри польского общества вокруг продолжающихся траурных церемоний мы обсуждаем с Тадеушем Ивиньским, профессором, депутатом Сейма Польши от фракции левых, и Алексеем Миллером, ведущим научным сотрудником Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук. Насколько принципиальными выгладят аргументы противников похорон Леха Качиньского и его супруги в Кракове на территории замка Вавель?

Тадеуш Ивиньский: Прежде всего хотелось бы подчеркнуть, что это не является главной темой разговоров. Я сегодня провел больше трех часов в военном аэропорту в Варшаве, где вся официальная Польша, руководство страны, правительство, депутаты и, прежде всего, семьи погибших встречали возвращающихся на родину погибших. Сегодня даже Анджей Вайда и его супруга высказались в том духе, что поскольку Лех Качиньский является скромным человеком, это преувеличение, чтобы его похоронили в Вавеле. Но это решение принял бывший секретарь римского папы Иоанна Павла II, похороны состоятся. Без сомнения, это компромиссное решение, так как Лех Качиньский был фигурой, деликатно говоря, компромиссной.

Владимир Кара-Мурза: Чем вы объясняете то ожесточение, с которым часть польского общества протестует против похорон Леха Качиньского в Кракове на территории замка Вавель?

Алексей Миллер: Я бы слово "ожесточение" все-таки снял. Это протест, который, наверное, означает постепенное прекращение того политического перемирия, которое сложилось в Польше в связи с трагедией 10 апреля. Понятно, что не совсем обычная ситуация. Потому что на Вавеле практически никогда не хоронили людей сразу после их смерти, если не считать королей. Те поэты, которые похоронены на Вавеле, их прах переносили на Вавель позже, когда уже они становились общим достоянием нации и были признаны в этом качестве. Из тех президентов, которые были в Польше в 20 веке, никто не похоронен на Вавеле. Первый президент Польши похоронен в костеле Святого Яна в Варшаве, и, кстати, семья последнего президента Польши в изгнании не планировала хоронить его на Вавеле, там был другой план и только сейчас, кажется, решили, что вместе с президентом Качиньским он будет похоронен на Вавеле. И мне кажется, настоящая дискуссия о том, правильно ли это было сделано, развернется уже после похорон.

Владимир Кара-Мурза: Зигмунд Дзинчоловский, независимый журналист, редактор международного интернет-проекта "Open democracy", видит политическую подоплеку возникшей ситуации.
Нет в Польше более важного сокровища, как Вавельская кафедра. Идея увековечить президента Качиньского таким образом немедленно вызывает вопросы

Зигмунд Дзинчоловский: Договоренность достигнута между семьей покойного президента Качиньского и католической церковью, никто на это повлиять не может. Но когда мы об этом услышали, мы сразу поняли, что решение имеет специфическую политическую подоплеку. Тут речь не о том, чтобы захоронить покойного президента с нужным уважением для него лично, для его супруги и для той трагедии, которая случилась. Нет в Польше более важного сокровища, как Вавельская кафедра. Идея увековечить президента Качиньского таким образом немедленно вызывает вопросы. Что такое было сделано президентом Качиньским кроме того, что он погиб во время ужасного рейса, чем он заслужил это место на кафедре? У нас есть другие президенты, которые живы, и когда-то встанет вопрос о месте их захоронения - президент Валенса, президент Квасьневский, президент Ярузельский, остался в живых премьер-министр Тадеуш Мазовецкий, первый некоммунистический премьер-министр во всей Восточной Европе. Когда придет тот печальный и скорбный момент, где мы их будем хоронить?



Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.