Кому помешал судья Чувашов?

Члены ультраправой организации "Белые волки", дело которых вел судья Чувашов.

В Москве простились с судьей Мосгорсуда Эдуардом Чувашовым. Он был убит в подъезде собственного дома в минувший понедельник. Следственный комитет при прокуратуре Москвы связывает убийство с профессиональной деятельностью судьи и, в частности, с недавними приговорами, вынесенными в отношении неонацистов.

Вместе с тем, в российских средствах массовой информации появились предположения о том, что судью Эдуарда Чувашова, адвоката Станислава Маркелова и одного из неофициальных лидеров движения "Антифа" Ивана Хуторского убили одни и те же люди. В частности, эту версию отстаивает корреспондент газеты "Московский комсомолец" Иван Петров:

– Схожесть именно в почерке совершения преступления. Эксперты, с которыми мне удалось пообщаться, считают, что все-таки это непрофессиональные киллеры. Уж слишком много огрехов и в том, и в другом, и в третьем преступлениях. Например, убийца не продумал, как он попадет внутрь подъезда. Это сыграло на руку следствию. Сейчас в распоряжении оперативников есть фоторобот убийцы. Профессиональные киллеры продумывают все более детально. В случае с убийством судьи Чувашова не был найден пистолет, из которого он был убит. Скорее всего, преступник его приберег для следующих своих акций.

Сегодня же агентство "Интерфакс" распространило сообщение о том, что судья Эдуард Чувашов убит из того же оружия, что и адвокат Станислав Маркелов и корреспондент "Новой газеты" Анастасия Бабурова, застреленные в прошлом году в центре Москвы. Со ссылкой на Алексея Барановского, близкого друга одного из обвиняемых в убийстве Маркелова и Бабуровой, агентство сообщило: "Баллистическая экспертиза, сделанная вчера, показала, что извлеченная из тела Эдуарда Чувашова пуля совпадает с пулями с места убийства Станислава Маркелова". Собеседник "Интерфакса" не пояснил, откуда ему известны результаты экспертизы и не прокомментировал вероятность того, что один и тот же пистолет мог быть использован разными лицами для убийств адвоката и судьи.

Впрочем, вскоре появилось опровержение этих сведений. На сей раз источник в правоохранительных органах сообщил агентству, что "заявление Барановского не имеет ничего общего с действительностью. Баллистическая экспертиза пуль еще не закончена, поэтому ее результатов не может знать никто".

По мнению многих наблюдателей, правоохранительным органам может быть выгодно связывать убийства Чувашова, Маркелова, Бабуровой и Хуторского. Так считает и активистка движения "Антифа" Мария:

– Дело в том, что националисты –- не бюро киллеров, у них нет десятка профессиональных убийц. Человек стоял где-то минут 15-20 в подъезде, курил, бросал бычки, ждал, его выгнал дворник… Заказные убийцы так не действуют, его лицо видно на камере. Скорее всего, сейчас милиция хочет привязать (это в ее интересах) одно убийство к другому, чтобы одним махом раскрыть все. Проще всего поймать какого-то одного человека и свалить на него все эти дела. Потому что убийство Ивана Хуторского не так уж и активно расследуется. Оно не имеет такого огромного резонанса, как убийство Станислава Маркелова, хотя там тоже никто не чешется.

Часть наблюдателей подчеркивает, что связь убийств Эдуарда Чувашова и Станислава Маркелова с деятельностью ультраправых уж слишком бросается в глаза. При этом странным кажется, что в случае со Станиславом Маркеловым, например, практически не обсуждается его участие в борьбе за Химкинский лес, хотя незадолго до смерти адвоката говорилось о том, что он раздобыл документы, уличающие в коррупции подмосковных чиновников. И версия убийства Эдуарда Чувашова не так однозначна, как может показаться на первый взгляд, полагает директор информационно-аналитического центра СОВА Галина Кожевникова:

– Любые предположения на первоначальном этапе оправданны. И я хочу подчеркнуть, что это выглядит скорее совпадением, что два последних громких дела, которые вел Чувашов, связаны с ультраправыми. У нас нет судей, которые специализируются исключительно на таких делах, хотя бы потому, что их очень мало. Это был просто хороший грамотный судья, которому поручали наиболее сложные дела. В этом смысле, наверное, было гораздо больше людей, которые хотели бы свести с ним счеты. Не только ультраправые. Но, подчеркну, что ультраправая версия выглядит очень убедительно, особенно если учесть, что по делу о "Белых волках" было несколько человек оправдано. Вряд ли люди, вышедшие из зала суда, испытывали к судье Чувашову добрые чувства.

Убитому в понедельник судье Московского городского суда Эдуарду Чувашову было 47 лет. На церемонию прощания, которая прошла в среду в Московском городском суде, пришло более тысячи человек, в том числе и председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев. Он сказал, что профессия судьи стала в России одной из самых опасных в последнее время, и призвал власти принять более эффективные меры для обеспечения безопасности судей и судов.