Байкал хотят отфильтровать через ЮНЕСКО

На митинге в защиту Байкала в Москве

Экологи из неправительственной организации "За Байкал!" обратились к ЮНЕСКО с призывом "сделать все возможное" для спасения озера.

В 2009 году было принято решение вновь запустить Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Сейчас БЦБК работает в тестовом режиме с разомкнутым циклом водооборота, его стоки продолжают загрязнять озеро с самыми большими в мире запасами пресной воды.

Постановление российского правительства о возобновлении работы ЦБК было принято больше двух месяцев назад. За это время экологи провели множество акций протеста, написали десятки писем в российские инстанции и даже обратились в Верховный суд с просьбой отменить это постановление. Обращение в ЮНЕСКО - еще один шаг в борьбе за Байкал, который загрязняется стоками ЦБК с 1966 года.

Озеро внесено в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО в 1996 году. Одним из условий включения было требование скорейшего закрытия Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.

- Мы хотим, чтобы ситуация на Байкале стала предметом обсуждения на ближайшей сессии комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, которая состоится в Бразилии в июле этого года, - говорит руководитель "Байкальского проекта" российского Greenpeace Роман Важенков. – Мы хотим, чтобы генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова официально обратилась к правительству Российской Федерации с призывом изменить свое решение в отношении Байкальского целлюлозно-бумажного комбинат.

Когда было принято решение о повторном запуске ЦБК, его представители и российские чиновники обещали, что производство целлюлозы будет вестись при замкнутом цикле водооборота. Когда комбинат запустили, сообщения о замкнутом цикле стали более сдержанными, а потом появились уточнения, что этот цикл возможно будет создать через несколько лет.

- Помимо технических мероприятий, необходима постепенная отработка технологий, - заявил сразу после открытия ЦБК член совета директоров предприятия Аркадий Акимов. - В Российской Федерации только один целлюлозно-бумажный комбинат имеет полностью замкнутую систему водооборота - Селенгинский (он расположен в Бурятии). На отработку этой технологии там ушло порядка 7 лет. Имея этот опыт, мы говорим, что, нам, наверное, понадобится порядка трех лет на запуск этой технологии.

Официальная версия возобновления работы ЦБК - тяжелая экономическая ситуация, в которую попали жители Байкальска после закрытия предприятия. Экологи эту версию опровергают. По их данным, акции протеста в Байкальске начались не из-за закрытия комбината, а из-за задержек выплат пособий по безработице. По мнению директора по природоохранной политике WWF Евгения Шварца, выгоду от запуска БЦБК получает только его нынешний владелец, глава компании "Базовый элемент" Олег Дерипаска.

- Большинство квалифицированных инженеров, работавших на ЦБК, трудоустроились на комбинатах, принадлежащих в основном конкурентам господина Дерипаски (группа "Илим"). Общее число безработных в Байкальске составляло около 700 человек. После того, как комбинат был запущен и якобы начал принимать обратно людей на работу, трудоустроены 200 (остальные работники и так были заняты на ТЭЦ и очистных сооружениях). Все остальные завозятся с других производств. Большинство тех, кто работал ранее на комбинате, не хочет возвращаться, понимая, что это бесперспективно.

Ученые из Сибирского отделения РАН исследовали воду Байкала и пришли к выводу, что площадь загрязнения озера хлорсодержащими веществами стоков БЦБК достигает почти 130 квадратных километров. Это негативно сказывается не только на состоянии самого Байкала, но и на здоровье местных жителей, которые пьют байкальскую воду и едят рыбу, выловленную в озере.