Академик Янин в роли первооткрывателя

Академик РАН Валентин Янин

В Доме Русского Зарубежья состоялось вручение Литературной премии имени Александра Солженицына академику РАН Валентину Янину. Престижная общественная награда присуждена за выдающиеся археологические и исторические открытия, перевернувшие представления о ранней истории и человеке Древней Руси.

Об академике Янине, первооткрывателе и многолетнем исследователе новгородских берестяных грамот, рассказывает директор Дома Русского Зарубежья Виктор Москвин:

– Любое исследование, любое открытие, сделанное Яниным, всегда является началом новой цепи открытий и находок. Когда в 1951 году археологи размечали сетку Неревского раскопа в Новгороде, то, конечно, они ждали больших результатов. Но вряд ли кто из них мог предположить, что под развалинами почти полностью уничтоженного войной города их ждут великие открытия. До 1951 года в распоряжении историков было только три документа домонгольского периода русской гражданской истории. Сейчас найдено 917 берестяных грамот в Новгороде, 90 грамот в других городах. Почти половина из найденных грамот относится к домонгольскому периоду. Источниковедческая база ныне совершенно иная, нежели до начала работ новгородской экспедиции. Замечательный французский историк Марк Блок писал: "Тексты или археологические находки, внешне даже самые ясные, говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать". Спрашивать и находить Валентин Лаврентьевич действительно умеет, – резюмировал Виктор Москвин.

Область научных интересов академика Янина - история, археология, нумизматика, генеалогия и эпиграфика, историческая топография. Сейчас, говорит академик Янин, пришло время интеграции дисциплин. В Новгороде, благодаря берестяным грамотам, эта интеграция достигнута, потому что там за один стол сели и уже друг без друга не могут работать историки, археологи, лингвисты. Открытия Валентина Янина дали возможность увидеть и услышать Древний Новгород во всем его величии, многообразии, заботах и радостях повседневной жизни. Раскопки Новгородской экспедиции подтвердили факт призвания Рюрика, положив конец более чем 200-летнему спору норманистов и антинорманистов. Если раньше считалось, что Киевская Русь возникла из одного ядра, то сейчас мы понимаем, что у Древнерусского государства было два изначальных центра, две традиции - киевская и новгородская.

А вот о чем сказал в ответном слове Валентин Янин:

– Открытие первых берестяных грамот, чему я был не только свидетелем, но и участником, и стремительное их накопление остро поставило проблему генеалогии боярских родов Новгорода. Обычно, говоря о значении открытия этого нового вида письменных источников, называют, в первую очередь, засвидетельствованную ими высокую степень грамотности средневековых горожан. Действительно, еще в середине ХХ столетия принято было говорить чуть ли не об их поголовной неграмотности. На самом деле, не менее важный результат их открытия состоит в том, что они надежнейшим образом воссоединили интересы археологов и специализирующихся на изучении письменных источников историков. До их находки круг археологических задач был замкнут специфической областью – морфологией предметов, технологической рецептурой изготовления этих предметов, отражением картин торговых связей и т. д. Археологи имели дело с безмолвным миром материальных источников - усадьба купца, мастерская ремесленника-ювелира, погребение воина-дружинника.

Повторные же находки в усадьбах берестяных писем, адресованных одному и тому же лицу, создали возможность иначе формулировать атрибуции раскапываемых комплексов. Мы теперь говорим - усадьба боярина Юрия Анцихоровича, усадьба художника Алексея Грищина, мастерская кожевника на усадьбе боярина Луки Варфоломеевича. Грамоты позволили вписать уже не безымянного владельца усадьбы в круг его соседей, но и по хронологической вертикали - в круг его предков и потомков. По летописям было известно имя новгородского художника конца XII века Грищина Алексея Петровича, расписавшего фресками несуществующую ныне Пречистенскую церковь на воротах детинца. На Троицком раскопе была обнаружена и изучена его усадьба. Впервые исследователям довелось побывать в мастерской средневекового художника. Но попутно выяснилось, что он был главой артели, расписавшей фресками самый значительный художественный ансамбль русского Средневековья храм Спаса Преображения на Нередице 1198 года. А ведь совсем недавно искусствоведы сетовали по поводу безымянности древнерусской живописи, анонимность которой якобы никогда не будет преодолена.