Ирина Лагунина: На минувшей неделе новый президент Хорватии Иво Йосипович во время своего первого визита в соседнюю Боснию и Герцеговину принёс извинения за политику, которую Хорватия проводила по отношению к Боснии...
Иво Йосипович: Обманутым народам и людям пришлось пожать войну, смерть и увечья сотен тысяч человек, миллионы перемещённых лиц, уничтоженную экономику, уничтоженные семьи. Здесь, в Боснии и Герцеговине, разорвана ткань особого общественного и культурного слоя, основанного на многонациональности и на различных религиях. Я глубоко сожалею, что Республика Хорватия своей политикой девяностых годов прошлого века содействовала этому. Глубоко сожалею, что та хорватская политика способствовала страданиям людей и расколу, который мучает нас и сегодня. Прошлое нельзя забыть, но нельзя жить в прошлом. Чтобы преступления навсегда остались в прошлом, то, кто их совершил, должны понести наказание, а жертвы – получить уважение. Нет преступных народов, есть лишь преступники и преступления, которые тем тяжелее, когда они совершены, якобы, от имени народа. В Боснии и Герцеговине есть жертвы и мученики и у боснийцев, и у хорватов, и у сербов. Я испытываю к ним чувство глубокого уважения и сострадания, вне зависимости от того, к какому народу они принадлежат.
Айя Куге: Извинение президента Хорватии Иво Йосиповича в Боснии оценивается как самый громкий призыв к примирению в регионе. Несмотря на то, что хорватские, сербские и черногорские лидеры раньше уже выступали с подобными извинениями за страдания, которые нанесли соседям представители их народов, выступление нового президента Хорватии показалось самым искренним. Однако в Хорватии это извинение вызвало резкую критику в адрес Йосиповича. Правящая в стране правоцентристская партия Хорватское демократическое содружество и премьер-министр из её рядов Ядранка Косор выступили с заявлениями о том, что президент оклеветал собственную страну, которая, по их мнению, никогда не была агрессором в Боснии.
Ядранка Косор: Никто в Хорватии не имеет право пренебрегать Декларацией об Отечественной войне, принятой в 2000 году. В декларации ясно сказано, что эта война была справедливой, оборонительной и освободительной, и что Хорватия не посягала на чужие территории. Эта декларация обязывает всех хорватов, в том числе государственных деятелей, доносить правду о нашей войне.
Айя Куге: Есть доказательства того, что в девяностых годах, во время войн в бывшей Югославии, лидеры Хорватии и Сербии Франьо Туджман и Слободан Милошевич создавали план о разделе Боснии и Герцеговины на сербскую и хорватскую части. В результате войны в Боснии погибли около ста тысяч человек, больше всего пострадали боснийские мусульмане. А в 2000 году хорватский парламент принял декларацию в которой отрицается участие Хорватии в войнах вне своей территории.
Конфликт президента Иво Йосиповича с премьер-министром Ядранкой Косор обострился до того, что в кругах националистов в Хорватии обсуждалась даже возможность импичмента президента. Депутат парламента Боро Грубишич считает, что глава государства, принеся извинения Боснии, нарушил конституцию Хорватии.
Боро Грубишич: Каждый имеет право на свое частное мнение но, к сожалению, господин Йосипович является президентом страны, и потому в данном случае его частное мнение воспринимается как позиция государства. Он бы имел на это право, если бы такое мнение было согласовано с хорватским правительством и парламентом.
Айя Куге: «Иво Йосипович оправдал надежды, которые хорватская демократическая общественность, голосуя на выборах, возлагала на него» - это мнение хорватского политического аналитика Жарка Пуховского.
Жарко Пуховский: Его выступление соответствует позиции демократической, либеральной и европейски ориентированной Хорватии. Йосипович, продолжая политику своего предшественника Стипе Месича, подтверждает поддержку единой Боснии и Герцеговины. Он, продолжая и развивая предыдущие усилия, ясно осуждает причастие хорватских политиков девяностых годов к попыткам навязать Боснии раздел. Президент подтвердил свою позицию, посетив села Ахмичи и Крижанчево, два места, являющиеся трагическим символом убийства людей – в одном из-за того, что они по национальности были боснийцы-мусульмане, в другом из-за того, что они были хорваты.
Айя Куге: Иво Йосипович во время визита в Боснию поклонился жертвам в мусульманском селе Ахмичи, где в 1993 году хорватские войска убили 116 жителей, в основном стариков, женщин и детей. Потом президент Хорватии посетил соседнее – хорватское село Крижанчево, где мусульманские войска тоже в 93 году убили 77 мирных хорватских жителей.
Почему в Хорватии так сильна реакция на извинения, принесённые Боснии президентом Йосиповичем? Об этом мы разговариваем с работающей в Белграде хорватской журналисткой Таней Тагировой.
Таня Тагирова: В Хорватии настойчиво скрывают тот факт, что страна воевала в Боснии, что её президент Франьо Туджман, вместе с Слободаном Милошевичем в Сербии пытались разделить Боснию. Это отрицание длится годами, ещё до принятия парламентом декларации о «свящённой» отечественной войне, которую трогать нельзя. Все, кто посмел указать на тот факт, что Хорватия пыталась разделить Боснию и вела там агрессорскую войну, были подвергнуты нападкам. Правда, таких людей в Хорватии было мало, но среди них был предыдущий президент Стипе Месич. Однако и сегодня в государстве преобладает позиция, что Хорватия не разделяла Боснию и Герцеговину, а помогала ей. Поэтому такая жесткая критика звучит в адрес Иво Йосиповича.
Айя Куге: Когда в начале года профессор, видный юрист и композитор Иво Йосипович был избран президентом Хорватии, хорватам позавидовали многие соседи. А сейчас тоже, например, в Сербии можно услышать: хорошо хорватам – у них президент является моральным авторитетом, с совершенно не запятнанной биографией.
Таня Тагирова: Я бы не сказала, Иво Йосипович в Хорватии является моральным авторитетом – прежде всего, потому, что он только что вступил на пост президента и пока не известно, какой будет его политика в длительной перспективе. Однако, несколько его первых шагов вселяют надежду. Новый президент уже три раза встречался с президентом Сербии Борисом Тадичем и посетил Сербию. Визит Йосиповича в Боснию и Герцеговину показал, что в его внешней политике соседи очень важны и он намерен нормализовать с ними отношения. Если ему это удастся, тогда он действительно станет моральным авторитетом и приучит хорватскую общественность к таким жестам, как извинение перед Боснией. Такое вполне может случиться! На это указывает манифестация, прошедшая на днях в бывшем фашистском лагере смерти Ясеновац времен второй мировой войны. Там люди громкими аплодисментами приветствовали Иво Йосиповича и освистала премьер-министра Ядранку Косор, членов её правительства и спикера хорватского парламента Владимира Шекса. Народ начинает делать разницу между теми, кто выступает искренне, и теми, кто руководствуется лишь сиюминутными политическими выгодами.
Айя Куге: Это факт, что взаимные извинения лидеров региона не имели настоящего положительного отклика ни у их народов, ни со стороны жертв. В начале апреля парламент Сербии принял декларацию, осуждающую сербские преступления в Сребренице, с извинениям перед семьям убитых, но родственники пострадавших эти извинения посчитали шагом формальным и неискренним. В чем жест президента Хорватии Иво Йосиповича отличается от предыдущих извинений?
Таня Тагирова: Вероятно тем, что Иво Йосипович открыто заговорил о военных ранах. Он первый, кто поехал в места страдания поклониться жертвам, пострадавшим от руки представителей хорватского народа. Правда, самым первым был президент Сербии Борис Тадич, который несколько лет назад побывал в Сребренице, но там его освистали. Нужно отметить также, что до сих пор все извинения лидеров оканчивались словами «однако, и у нас были жертвы, и наши народы пострадали, и мы также ожидаем извинения». Йосипович этого не делал, хотя помимо места убийства мусульман, посетил и место, где в Боснии и Герцеговине были убиты хорваты. Его заявление - одно из ряда извинений, но именно так, камень за камешком, крошечка по крошечке, всё-таки начинает формироваться атмосфера, благоприятствующая какому-то примирению в регионе. Однако предстоит еще немало извинений до тех пор, пока появится наш собственный Вилли Брандт, которого должны создать, прежде всего, сербский и хорватский народы. Кто знает, сколько лет ещё пройдет, пока кто-то у нас встанет на колени и действительно с искренним сожалением принесёт извинения всем тем, кто пал жертвой сумасшедшей политики 90-ых годов на Балканах.
Айя Куге: Мы беседовали с журналисткой из Хорватии Таней Тагировой.
Лидер оппозиционного в Сербии Социал-демократического союза Жарко Корач считает, что хорватскому президенту было легко извиняться в Сараево потому, что Хорватия давно отказалась от политики раздела Боснии. А вот в кругах сербской национальной элиты эта тема всё ещё является актуальной.
Жарко Корач: Мне кажется, ещё долго мы будем ждать момента, когда президент Сербии скажет боснийским сербам: ваша столица - Сараево, ваше государство называется в Босния и Герцеговина, и все проблемы решайте там. Извинения Йосиповича были принесены тогда, когда завершилась хорватская политика попыток раздела Боснии. А в Сербии такая политика в отношении Боснии не завершена, напротив, она очень даже актуальна.
Иво Йосипович: Обманутым народам и людям пришлось пожать войну, смерть и увечья сотен тысяч человек, миллионы перемещённых лиц, уничтоженную экономику, уничтоженные семьи. Здесь, в Боснии и Герцеговине, разорвана ткань особого общественного и культурного слоя, основанного на многонациональности и на различных религиях. Я глубоко сожалею, что Республика Хорватия своей политикой девяностых годов прошлого века содействовала этому. Глубоко сожалею, что та хорватская политика способствовала страданиям людей и расколу, который мучает нас и сегодня. Прошлое нельзя забыть, но нельзя жить в прошлом. Чтобы преступления навсегда остались в прошлом, то, кто их совершил, должны понести наказание, а жертвы – получить уважение. Нет преступных народов, есть лишь преступники и преступления, которые тем тяжелее, когда они совершены, якобы, от имени народа. В Боснии и Герцеговине есть жертвы и мученики и у боснийцев, и у хорватов, и у сербов. Я испытываю к ним чувство глубокого уважения и сострадания, вне зависимости от того, к какому народу они принадлежат.
Айя Куге: Извинение президента Хорватии Иво Йосиповича в Боснии оценивается как самый громкий призыв к примирению в регионе. Несмотря на то, что хорватские, сербские и черногорские лидеры раньше уже выступали с подобными извинениями за страдания, которые нанесли соседям представители их народов, выступление нового президента Хорватии показалось самым искренним. Однако в Хорватии это извинение вызвало резкую критику в адрес Йосиповича. Правящая в стране правоцентристская партия Хорватское демократическое содружество и премьер-министр из её рядов Ядранка Косор выступили с заявлениями о том, что президент оклеветал собственную страну, которая, по их мнению, никогда не была агрессором в Боснии.
Ядранка Косор: Никто в Хорватии не имеет право пренебрегать Декларацией об Отечественной войне, принятой в 2000 году. В декларации ясно сказано, что эта война была справедливой, оборонительной и освободительной, и что Хорватия не посягала на чужие территории. Эта декларация обязывает всех хорватов, в том числе государственных деятелей, доносить правду о нашей войне.
Айя Куге: Есть доказательства того, что в девяностых годах, во время войн в бывшей Югославии, лидеры Хорватии и Сербии Франьо Туджман и Слободан Милошевич создавали план о разделе Боснии и Герцеговины на сербскую и хорватскую части. В результате войны в Боснии погибли около ста тысяч человек, больше всего пострадали боснийские мусульмане. А в 2000 году хорватский парламент принял декларацию в которой отрицается участие Хорватии в войнах вне своей территории.
Конфликт президента Иво Йосиповича с премьер-министром Ядранкой Косор обострился до того, что в кругах националистов в Хорватии обсуждалась даже возможность импичмента президента. Депутат парламента Боро Грубишич считает, что глава государства, принеся извинения Боснии, нарушил конституцию Хорватии.
Боро Грубишич: Каждый имеет право на свое частное мнение но, к сожалению, господин Йосипович является президентом страны, и потому в данном случае его частное мнение воспринимается как позиция государства. Он бы имел на это право, если бы такое мнение было согласовано с хорватским правительством и парламентом.
Айя Куге: «Иво Йосипович оправдал надежды, которые хорватская демократическая общественность, голосуя на выборах, возлагала на него» - это мнение хорватского политического аналитика Жарка Пуховского.
Жарко Пуховский: Его выступление соответствует позиции демократической, либеральной и европейски ориентированной Хорватии. Йосипович, продолжая политику своего предшественника Стипе Месича, подтверждает поддержку единой Боснии и Герцеговины. Он, продолжая и развивая предыдущие усилия, ясно осуждает причастие хорватских политиков девяностых годов к попыткам навязать Боснии раздел. Президент подтвердил свою позицию, посетив села Ахмичи и Крижанчево, два места, являющиеся трагическим символом убийства людей – в одном из-за того, что они по национальности были боснийцы-мусульмане, в другом из-за того, что они были хорваты.
Айя Куге: Иво Йосипович во время визита в Боснию поклонился жертвам в мусульманском селе Ахмичи, где в 1993 году хорватские войска убили 116 жителей, в основном стариков, женщин и детей. Потом президент Хорватии посетил соседнее – хорватское село Крижанчево, где мусульманские войска тоже в 93 году убили 77 мирных хорватских жителей.
Почему в Хорватии так сильна реакция на извинения, принесённые Боснии президентом Йосиповичем? Об этом мы разговариваем с работающей в Белграде хорватской журналисткой Таней Тагировой.
Таня Тагирова: В Хорватии настойчиво скрывают тот факт, что страна воевала в Боснии, что её президент Франьо Туджман, вместе с Слободаном Милошевичем в Сербии пытались разделить Боснию. Это отрицание длится годами, ещё до принятия парламентом декларации о «свящённой» отечественной войне, которую трогать нельзя. Все, кто посмел указать на тот факт, что Хорватия пыталась разделить Боснию и вела там агрессорскую войну, были подвергнуты нападкам. Правда, таких людей в Хорватии было мало, но среди них был предыдущий президент Стипе Месич. Однако и сегодня в государстве преобладает позиция, что Хорватия не разделяла Боснию и Герцеговину, а помогала ей. Поэтому такая жесткая критика звучит в адрес Иво Йосиповича.
Айя Куге: Когда в начале года профессор, видный юрист и композитор Иво Йосипович был избран президентом Хорватии, хорватам позавидовали многие соседи. А сейчас тоже, например, в Сербии можно услышать: хорошо хорватам – у них президент является моральным авторитетом, с совершенно не запятнанной биографией.
Таня Тагирова: Я бы не сказала, Иво Йосипович в Хорватии является моральным авторитетом – прежде всего, потому, что он только что вступил на пост президента и пока не известно, какой будет его политика в длительной перспективе. Однако, несколько его первых шагов вселяют надежду. Новый президент уже три раза встречался с президентом Сербии Борисом Тадичем и посетил Сербию. Визит Йосиповича в Боснию и Герцеговину показал, что в его внешней политике соседи очень важны и он намерен нормализовать с ними отношения. Если ему это удастся, тогда он действительно станет моральным авторитетом и приучит хорватскую общественность к таким жестам, как извинение перед Боснией. Такое вполне может случиться! На это указывает манифестация, прошедшая на днях в бывшем фашистском лагере смерти Ясеновац времен второй мировой войны. Там люди громкими аплодисментами приветствовали Иво Йосиповича и освистала премьер-министра Ядранку Косор, членов её правительства и спикера хорватского парламента Владимира Шекса. Народ начинает делать разницу между теми, кто выступает искренне, и теми, кто руководствуется лишь сиюминутными политическими выгодами.
Айя Куге: Это факт, что взаимные извинения лидеров региона не имели настоящего положительного отклика ни у их народов, ни со стороны жертв. В начале апреля парламент Сербии принял декларацию, осуждающую сербские преступления в Сребренице, с извинениям перед семьям убитых, но родственники пострадавших эти извинения посчитали шагом формальным и неискренним. В чем жест президента Хорватии Иво Йосиповича отличается от предыдущих извинений?
Таня Тагирова: Вероятно тем, что Иво Йосипович открыто заговорил о военных ранах. Он первый, кто поехал в места страдания поклониться жертвам, пострадавшим от руки представителей хорватского народа. Правда, самым первым был президент Сербии Борис Тадич, который несколько лет назад побывал в Сребренице, но там его освистали. Нужно отметить также, что до сих пор все извинения лидеров оканчивались словами «однако, и у нас были жертвы, и наши народы пострадали, и мы также ожидаем извинения». Йосипович этого не делал, хотя помимо места убийства мусульман, посетил и место, где в Боснии и Герцеговине были убиты хорваты. Его заявление - одно из ряда извинений, но именно так, камень за камешком, крошечка по крошечке, всё-таки начинает формироваться атмосфера, благоприятствующая какому-то примирению в регионе. Однако предстоит еще немало извинений до тех пор, пока появится наш собственный Вилли Брандт, которого должны создать, прежде всего, сербский и хорватский народы. Кто знает, сколько лет ещё пройдет, пока кто-то у нас встанет на колени и действительно с искренним сожалением принесёт извинения всем тем, кто пал жертвой сумасшедшей политики 90-ых годов на Балканах.
Айя Куге: Мы беседовали с журналисткой из Хорватии Таней Тагировой.
Лидер оппозиционного в Сербии Социал-демократического союза Жарко Корач считает, что хорватскому президенту было легко извиняться в Сараево потому, что Хорватия давно отказалась от политики раздела Боснии. А вот в кругах сербской национальной элиты эта тема всё ещё является актуальной.
Жарко Корач: Мне кажется, ещё долго мы будем ждать момента, когда президент Сербии скажет боснийским сербам: ваша столица - Сараево, ваше государство называется в Босния и Герцеговина, и все проблемы решайте там. Извинения Йосиповича были принесены тогда, когда завершилась хорватская политика попыток раздела Боснии. А в Сербии такая политика в отношении Боснии не завершена, напротив, она очень даже актуальна.