Катынь – символ надежды и примирения

Премьер-министры Польши и России в Катыни

16 неделя 2010 года на страницах американских еженедельников. Катынь – символ надежды и примирения. Фашизм мертв, да здравствует радикальный популизм. Меморандум Гейтса. Пазл из 600 миллионов фрагментов.

По кому звонит колокол Катыни

На протяжении десятилетий слово Катынь для поляков ассоциировалось с преступлением и трагедией. Теперь к этому добавилось еще и общенациональное горе. Тем не менее, эти события могут стать поворотным пунктом в польско-российских отношениях, - считает известный американский политолог Збигнев Бжезинский. Его статью под заголовком "От трагедии к надежде" публикует Time. 7 апреля, когда премьер-министры России и Польши встретились на церемонии памяти жертв трагедии в Катыни, их целью было формальное примирение двух стран. Однако через три дня, когда Владимир Путин прибыл на место крушения самолета польского президента Леха Качиньского, поляки увидели другого Путина, человечного и теплого, искреннее соболезнующего их горю. По мнению Бжезинского, если подлинное примирение произойдет, оно ознаменует поистине исторические геополитические изменения в Европе.

Не следует переоценивать последствия смены настроения в отношениях между двумя странами. Однако, считает Бжезинский, примирение между русскими и поляками может сыграть важную роль в подлинном сближении Европейских стран, еще недавно бывших непримиримыми врагами. Может быть, придет день, когда в Катыни пройдет поминальная служба по всем жертвам, тем, чью гибель в 1940-м игнорировали на протяжении десятилетий, и тем, кто погиб, выполняя мирную миссию в 2010-м. И тогда Катынь может стать символом надежды и примирения в коллективной памяти Европы
, - пишет Збигнев Бжезинский на страницах Time.

Новый раздел Европы

В Европе железный занавес сменился железной нетерпимостью к меньшинствам, на которых возлагают вину за национальные беды. В Западной Европе это мусульмане. В Восточной – евреи, цыгане и гомосексуалисты. В Нидерландах лидер Партии свободы Герт Вилдерс добился недавно успеха на муниципальных выборах, благодаря своим скандальным нападкам на ислам и Коран. В Венгрии партия ФИДЕС (Венгерский гражданский союз), победившая на парламентских выборах, открыто выступала против "еврейского капитала, стремящегося поглотить весь мир". Депутаты от крайне правой партии За лучшую Венгрию, получившей 17 % голосов, намерены прийти в парламент в неонацистской форме. Экономические трудности и потеря доверия к традиционной политике способствовали подъему ультранационализма в первой половине 20 века. Сейчас глобальная рецессия и поиск виновных в потере рабочих мест и имущества находит выход в национализме и радикальном популизме. Крайне правые партии пользуются поддержкой в Чехии и в Польше, они проходят в Европейский парламент.

Традиционные европейские политические партии стараются приуменьшить значение этих явлений. Но ФИДЕС, в частности, входит в правоцентристскую Европейскую народную партию, самую крупную европейскую политическую организацию, которая объединяет правящие партии Германии, Франции, Швеции, Италии и Бельгии. Десять лет назад Европейский Союз ввел политические санкции против Австрии, когда в ее правительство вошел праворадикальный политик Йорг Хайдер. Однако Хайдер никогда не посмел бы открыто произносить антисемитские лозунги, как это делают политики из ФИДЕС. Сегодня радикальная риторика, направленная против мусульман, евреев, иностранцев, иммигрантов перестала быть уделом только маргинальных партий. Не нужно преувеличивать параллели с довоенной Европой. Фашизм мертв. Но в Европе действует новая политика нетерпимости, и пока никто не знает, что с этим делать, - предупреждает Newsweek.

На распутье

Министр обороны США Роберт Гейтс озабочен тем, что администрация Барака Обамы пока не выработала стратегию на случай, если Иран не откажется от своей ядерной программы. В начале января Гейтс направил советнику по национальной безопасности президента соответствующий меморандум. Информация попала в СМИ и стала достоянием гласности. Статья на сайте Newsweek анализирует задачи и возможности американского руководства в создавшейся ситуации. Обаме пока не удается договориться с Россией и Китаем об ужесточении санкций против Ирана. Тегеран, со своей стороны, пытается сплотить вокруг себя союзников и выступить против Соединенных Штатов. Какие же действия намерен предпринять Вашингтон, если мирные усилия не дадут результата?

Адмирал Майк Маллен, председатель комитета начальников штабов вооруженных сил США, считает нанесение военного удара по ядерным и военным объектам Ирана крайне нежелательным. Однако многие военные специалисты приходят к выводу, что отсутствие у Белого Дома отчетливой стратегии в отношении Ирана свидетельствует о том, что другие варианты просто не рассматриваются и никакая подготовительная работа не ведется. Если Обама решил сдержать ядерные амбиции Ирана с помощью нового военного союза со своими соседями, то создание такого блока потребует огромной подготовки как в регионе, так и в Конгрессе. Может быть, президенту следует признать, что применение военной силы – это единственная возможность? Но и в этом случае понадобится сотрудничество с многими странами. "А мы пока даже не взялись за работу, чтобы такое сотрудничество обеспечить", - цитирует Newsweek сотрудника оборонного ведомства.

Вернуть историю

Немецкие ученые создали приспособление, которое дает возможность восстановить текст документа, разрезанного на мелкие кусочки. По информации Time, группа создателей прибора, который называется e-Puzzler, показала его образец еще в 2007 году и сейчас работает над тем, чтобы он мог перерабатывать огромные объемы информации. В конце будущего года будет исчерпан выданный на это изобретение государственный грант, и парламент Германии решит, есть ли у проекта будущее. Задача прибора – восстановить гигантское количество документов, которые министерство госбезопасности ГДР решило уничтожить перед падением коммунистического режима в 1989 году. Применяемые для этого шредеры – измельчители документов – оказались низкого качества и нагрузки не выдержали. Агенты госбезопасности уничтожали документы вручную, и в наследство остались 160 тысяч мешков, в которых хранятся 600 миллионов крошечных фрагментов. До настоящего времени разобраны вручную 350 мешков и восстановлены 90 тысяч страниц. С такой скоростью работа будет завершена через 800 лет.

Восстановление документов это только первый шаг. Содержащиеся в них сведения должны быть проверены и перепроверены, и на это могут уйти годы. Если информация о сорока годах шпионажа тайной полиции за своими гражданами будет придана гласности, кому-то это может стоить карьеры, другим – даст возможность снять с себя несправедливые обвинения. Станут также известны имена тех, по чьим доносам людей бросали в тюрьмы и расстреливали. По мнению руководителя проекта Йоахима Хойзлера, e-Puzzler даст Германии уникальную возможность вернуть часть своей истории для потомков и получить важнейшую информацию о работе тайной полиции, - заключает Time.