April in Paris и I Remember April, пианист-виртуоз, Мишель Петруччиани и классик джазового кларнета Джимми Нун.

ДС:- Участники этого, 62го выпуска «Времени Джаза» были объявлены на прошлой неделе. Но прежде, чем Мишель Петруччиани и Джимми Нун зазвучат на наших частотах, вы услышите десятую и одиннадцатую версию «Апреля в Париже» так как идут его последние дни. Девять предыдущих: Бейси, Граппели и Менухина, Гарнера, Хока, Эллы и Луи, Эвингсон, Паркера, Марсалиса и Вон – прозвучали год назад.

У микрофона «Свободы» в бурно цветущем Париже Дмитрий Савицкий, что означает, что в эфире ваше время, «Время Джаза». Вот первая версия:

Bud Powell - April In Paris

ДС: - «April In Paris», Харбурга и Дюка, то бишь Владимира Александровича Дукельского. Бад Пауэл за роялем. Кёрли Рассел, контрабас и Макс Роач, – ударные - появляются лишь во второй части этой короткой пьески… Нормен Гранц записал Трио в феврале 50 года….

А теперь друг Бада, пианист, которому он не подражал, которого он не копировал, но который, вне всяких сомнений, на него повлиял: Телониус Монк с тем же стандартом:

Thelonious Monk - April in Paris

ДС: - «Апрель в Париже». На этот раз во второй части «Апреля» Монку аккомпанируют: Чарли Роуз на теноре; Ларри Гэйлс – на контрабасе и Бен Райли – на ударных. Запись сделана 8 октября 64 года. Не могу не отметить блестящее соло Чарли Роуза…

Существует еще один «апрельский стандарт», причем в версии, которая поможет нам перейти к феноменальному Мишелю Петруччиани, к Петручи, как все его звали во Франции.

Десятый парижский джазовый фестиваль JAZZ à SAINT-GERMAIN-DES-PRÉS стартует в этом году 16 мая и продлится до 30-го. Джазовый аккордеонист Ришар Галиано и его струнный оркестр откроют фестиваль в театре «Одеон». Программа Галиано называется «От Баха до Пиацолла».

Астор Пантелеон Пиацолла – знаменитый аргентинский аккордеонист, ученик Нади Буланже. Пиацолла хотел быть новым Бартоком или Стравинским, но на самом деле он был tanguero: он сочинял и играл танго. Когда он признался в этом Наде Буланже, она дала ему верный совет: искать новые идеи в фольклоре и использовать современное звучание. Пиацолла играл настоящее эстрадное танго, столь близкое и самому Галиано.

Израильский пианист Ярон Хэрмэн выступит в Аудиториуме института Пастера. Трио «Mirabassi, Renzi и Parker» будет играть в джазовом клубе отеля «Меридиан» на Монпарнассе с программой, посвященной Борису Виану: «Доктор Борис и Господин Виан».

Андре Сиссарелли по кличке «Деде», лучший французский ударник нашей эпохи, будет выступать в престижном «Президентском Салоне» гостиницы «Лютеция». Его программа посвящена памяти поэта и певца Клода Нугаро.

Пианист, композитор и бандлидер Мишель Легран, в чьих жилах течет и армянская кровь, выступит в дуэте с арфисткой Катрин Мишель. Его концерт состоится в самом сердце Сен-Жерменского бульвара, пусть и каменном, средневековом, но сердце, в церкви Saint-Germain-des-Prés.

Вы слушаете «Время Джаза» на частотах «Свободы» и с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

Вот наша последняя, но переходная апрельская пьеска:

Michel Petrucciani & Stephane Grappelli - I Remember April

ДС: - «I Remember April», «Я помню апрель» Джина де Поля, музыка и (их у нас на данный момент нет) слова - Дона Рея. Песня-стандарт была написана ими в 42 году. Этот стандарт исполняли практически все ведущие джазмены: от Декстера Гордона, Эролла Гарнера, Джерри Маллигана, Киз Джаррета и до Джорджа Ширинга, Санни Роллинса, Чарли Мингуса, Бада Пауэлла и MJQ.

В данном случае в дуете солистов вы быть может распознали Стефана Граппелли и Мишеля Петруччиани. Джордж «Джири» Мрац играл на контрабасе и Рой Хайнз на ударных. Запись была сделана в студии «Даво» в Париже в июне 95 года.

Мишель Петруччиани страдал от osteogenesis imperfecta, несовершенного остеогене́за, люди с этой генетической болезнью либо имеют недостаточное количество коллагена, либо его качество не соответствует норме. Так как коллаген важный протеин в структуре кости, это заболевание влечёт за собой слабые или ломкие кости. Будучи генетическим нарушением, osteogenesis imperfecta является аутосомно-доминантным дефектом. В большинстве переданным по наследству от родителей, однако, возможна и индивидуальная спонтанная мутация. Кошмар этой болезни заключается в том, что кости ломаются легко, иногда даже при рождении, происходит деформация костей, часто тяжёлая, существуют проблемы с дыханием…. Набор симптомов ужасный: от невысокого роста, искривления позвоночника, бочковидности грудной клетки, слабости связочного аппарата суставов, слабого мускульного тонуса в руках и ногах, обесцвечивание склер (глазных белков), ранней потери волос, низкой сопротивляемости и т.д.

Мишель был карликового роста, весь перекошен, он часто не мог ходить; его буквально выносили на сцену. Несовершенный остеогене́з так же приводит к легочным проблемам. Мишель Петруччиани умер в Нью-Йорке в 99 году в возрасте 36 лет – от легочной инфекции.

Как бы чудовищно все это не звучало, Мишель был счастливым человеком и гениальным пианистом:

Michel Petrucciani - Chloe Meets Gershwin

ДС: - «Chloe Meets Gershwin», «Хлоя встречается с Гершвином». Композиция Мишеля Петруччиани. Его сольный концерт во франкфуртской «Alte Oper» 27 февраля 97 года.


В этом году в июне легендарной певице, актрисе и танцовщице, Лине Хорн, исполнится 93 года. Лина - певица джаза, популярных песен и песен из голливудских фильмов. Ее кличка – «Тигрица» соответствовала ее гибкому и упругому силуэту.

В 16 лет Лина пела в хоре гарлемского джаз-клуба «Cotton Club». Через год она уже была солисткой «Коттон Клаба». В начале войны она пела в оркестре Чарли Барнета, но так как особой любви к непрерывным гастролям она не испытывала, она осела в Нью-Йорке (ее родном городе) и стала выступать в клубе «Cafe Society». В Голливуде она дебютировала в 42 году в фильме MGM «Panama Hattie», а через год на киностудии «20th Century Fox» она сыграла главную роль в фильме «Непогода» («Stormy Weather»). Она играла и пела в целой серии голливудских мюзиклов, из которых самый знаменитый «Cabin in the Sky» - «Домик, Хижина в небесах».

На прошлой неделе дом звукозаписи «Verve Select» объявил о выходе коллекции песен Лины Хорн, песен, ставших американской классикой. Сопроводительную статью для этого Си-Ди написал автор биографии Лины Хорн – Джеймс Гейвин.

Вы слушаете «Время Джаза» на разновеликих частотах «Свободы» и с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в бурно цветущем Париже – ваш ДС.

Michel Petrucciani – Caravan

ДС: - Перегруженный цитатами, десятиминутный «Caravan», «Караван», стандарт 1936 года Хуана Тизола и Дюка Эллингтона. Слова были написаны позже Ирвингом Миллсом. Первым исполнителем «Каравана» был, однако, не оркестр Дюка, а оркестр кларнетиста Барни Бигарда.

Мишель Петруччиани за «Стенвеем» модели «Д»; февраль 97 года.

Петруч, которого на сцену выносил то брат Луи, то контрабасист Майк Зверев, то саксофонист Уейн Шортер, не просто был шутником, он был кошмарным хомачем. В конце-то концов, он имел право хохотать – он надул безносую, он надул парок, устроивших ему совершенно невозможную жизнь. Он был женат, у него был сын.

Огромную роль в судьбе и в музыкальной карьере Мишеля (который в детстве хотел быть ударником, что и сказалось на его стиле игры, развитие стиля Балла Эванса: он выколачивал из рояля кристально-чистые ноты и аккорды), особую роль сыграли два джазмена: ударник Кенни Кларк, первый корифей джаза, угадавший в Петруче гения, и великий саксофонист и флейтист Чарльз Ллойд, который на многие годы исчез из джаза и вернулся на сцену в 82 году лишь под влиянием встречи с Петруччиани. С талантом Петруччиани…

Мишель Петруччиани был пианистом-лириком, более того пианистом интимным, но взрывчатым, чрезвычайно динамичным. Он предпочитал малые формирования (дуэты и трио) и, если и не требовал прямо, то вынуждал своих аккомпаниаторов играть на втором плане, в изящном арьергарде.

Финишная прямая вашего еженедельного «Времени Джаза». Вы слушаете нас на частотах «Свободы» или же LIVE с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Michel Petrucciani - Santa Barbara

ДС: «Santa Barbara», композиция Мишеля Петруччиани. Его компакт «Встреча со Временем», Париж, декабрь 81 года.

Ну, а теперь наш календарный юбиляр: кларнетист, альт-и-сопрано саксофонист, бандлидер Джимми Нун. Он родился в Катоффе, Луизиана, 23 апреля 1895 года. Катофф – пригород Нового Орлеана, так что Джимми Нун – принадлежит новоорлеанской школе джаза:

Jimmie Noone's Apex Club Orchestra - Cryin' for the Carolines

ДС: - «Cryin' for the Carolines», «Плача по Каролинским островам». Песня Льюиса, Янга и Уоррена. Чикаго, «Эпикс Клаб», 6 февраля 1930 года.

Джимми Нун – кларнет и вокал; Джо Постон – альт-саксофон; Зинки Кон – фортепьяно; Джюни Кобб – гитара; Джонни Уелс – ударные.

Джимми Нун начинал с гитары, а в пятнадцать лет перешел на кларнет. Как это часто бывало в те времена, любимый инструмент был просто финансово недоступен. В 1910 году семья Нуна переезжает в сам «Город-Полумесяц», как называли Новый Орлеан. Джимми начинает брать уроки музыки у Сиднея Бише. Дебютировал он в оркестре Фредди Кеппарда, а в 1913 году собрал собственное комбо «Young Olympia Band». С 1916 по 1917 он руководит Трио с не менее мифологическим названием «Pythian Temple Roof». Одновременно Нун играл с Кидом Ори.

Вплоть до сороковых годов Джимми Нун кочевал по оркестрам Чикаго (то играя с Кингом Оливером, то с Доком Куком, то, что интереснее, с Ёрлом Хайнзом и Биллом Джонсоном), регулярно возвращаясь домой в Новый Орлеан. В начале сороковых он опять играет в оркестре Кида Ори, но на это раз в Калифорнии, где оркестр Ори выступал по радио в программе Орсона Уэллса. Это, потенциально многообещающее сотрудничество, оборвалось неожиданно и фатально: 19 апреля 1944 года. Джимми, не дожив всего лишь четырех дней до своего сорокадевятилетия, умер от обширного инфаркта.

Историки джаза считают Нуна крупнейшим кларнетистом креольской школы. Французский историк джаза Юг Панасси писал о «поющем кларнете Нуна».

Jimmie Noone's Apex Club Orchestra - After You've Gone

ДС: - «After You've Gone», «После того, как ты ушел» - стандарт Кримера и Лейтона. Тот же состав комбо Нуна, вокал Хелен Сэвэдж. 21 октября 1929 года, Чикаго.

Вот и всё на сегодня. В этой последней апрельской передаче «Времени Джаза» вы услышали: Бада Пауэла и Теллониуса Монка, Мишеля Петруччиани и Джимми Нуна. Вы найдете подкаст джаза на «Свободе» на нашем сайте svobodanews.ru. Удачной и веселой вам недели. Всех благ, чао, бай-бай!