"Стоп-кадр": ветераны войны и телевидения

Шуховская башня на Шаболовке, фото Максима Федорова

В Музее современной истории России открылась выставка под названием "Стоп-кадр". Она посвящена тем участникам Великой Отечественной войны, которые в мирной жизни стали создателями советского телевидения, – журналистами, режиссерами, операторами и дикторами.

Плакаты военной поры, солдатское обмундирование, знаменитая фотокамера Leica (помните, "с Лейкой и блокнотом, а то и с пулеметом…"), первые модели советских телевизоров – все это есть на выставке, но главное здесь – фотогалерея парных портретов. На одном – человек в военной форме, чаще всего, совсем юный. На другом – он же, но уже повзрослевший и в гражданском. Благодаря пространным подписям к снимкам, можно узнать об удивительных судьбах.

Рассказывает президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев:

– Людей, с которыми я не был бы знаком, здесь почти нет. Мне выпало в жизни счастье быть знакомым и с Юрием Борисовичем Левитаном. Сергей Медынский (здесь совсем мальчик в военной форме) – гордость нашего операторского цеха. Он был мастером во ВГИКЕ, у него учился мой сын, например. Так что, это люди, которых я любил всегда, ценил и уважал. Совершенно легендарный человек Энвер Назимович Мамедов, который был просто лично моим учителем. Он ведь руководил Центральным телевидением СССР многие годы. К сожалению, он приболел. Ему уже 86 лет. Он до сих пор работает в РИА-Новости. Это невероятно интересный человек. Во время войны он был в горах в Италии и представлял там советскую военную разведку, участвовал в операциях итальянских партизан против фашистов. А потом он был переводчиком на Нюрнбергском процессе, потому что он свободно владеет пятью языками, в том числе немецким. Это совершенно легендарная без всяких оговорок личность. Я с ним встречаюсь, перезваниваюсь, и всегда 9 мая приезжаю к нему домой. Мы с ним пьем чай, по рюмке коньяку можем выпить. Это необыкновенно красивый и умный человек.

Среди гостей выставки Игорь Кириллов. Он не воевал, поскольку в 40-е годы был еще ребенком. Однако человека, который в течение 30 лет был диктором программы "Время" и ведущим многих программ, по праву называют ветераном телевидения. На Шаболовку он пришел в 1957 году. Как вспоминает Игорь Кириллов, фронтовой опыт его старших коллег делал их особенными журналистами:

– Это был высокий профессионализм, смелость и отчаянность даже, если хотите. Много режиссеров, редакторов, которые прошли войну, и, конечно, репортеров, пришли на телевидение, укрепляя его. Их опыт очень был нужен нам. Правда, мы уже переживали в 50-е годы другие времена. После смерти Сталина наступила хрущевская "оттепель". Была относительная свобода, особенно на телевидении. Потому что телевидению не придавали то значение, которое потом стали придавать, когда поняли возможности этого самого массового СМИ, этого самого сложного искусства.

Бывали фронтовики и участниками передач Игоря Крилллова:

– Самый главный праздник для меня и для всех людей, которые помнят войну, – это День Победы. И в 1965 году, никогда не забуду, у нас готовился "Голубой огонек". Эта очень популярная музыкально-развлекательная передача тогда была посвящена героям войны. Их было еще много. Они были еще молодые. И наш замечательнейший режиссер, ныне покойный Виктор Сергеевич Черкасов – величайший был организатор. Представьте себе, с площади Дзержинского (Лубянки) спускалась вниз к Колонному залу огромная толпа молодых еще, жизнерадостных, оптимистичных ветеранов в сопровождении Сводного духового оркестра. Они пели песни, танцевали и потом пришли в Колонный зал, где были выставлены все стулья как в Дворянском собрании когда-то. Только на сцене был оркестр Силантьева. В общем, это был незабываемый "огонек"! Была свобода какая-то необыкновенная. Люди плакали и смеялись. Они мне напомнили тот день, когда я мальчишкой 9 мая 1945 года был на Красной площади. Ну, там еще больше было радости, слез. Все собрались тогда. И мы, мальчишки, конечно, прибежали.

И никакие фотографии, никакие кинокадры, говорит Игорь Кириллов, не могут передать те эмоции, что испытали люди на Красной площади 9 мая 1945 года.