Топография террора 65 лет спустя

Один из залов информационного центра "Топография террора"

В центре Берлина, неподалеку от Потсдамской площади, на территории бывших штаб-квартир СС и гестапо открыт выставочно-информационный центр "Топография террора". Его главная цель – сделать наглядной и доступной информацию о становлении и преступных действиях режима национал-социалистов.

Открывая выставочно-информационный центр "Топография террора", президент Германии Хорст Келлер сказал: "Здесь за письменными столами работали ответственные за нацистские преступления, преступники. Но также работали и те, кто лично мучал и убивал людей".

Число арестованных и подвергнутых репрессиям гестапо в берлинской штаб-квартире – 15 тысяч человек – может показаться на удивление скромным. Но ведомство гестапо было лишь небольшой частью репрессивного аппарата нацистов. Здесь же находился кабинет и ведомство Рейнхарда Гейдриха, начальника Главного управления имперской безопасности, осуществлявшего важнейшую для нацистов миссию – уничтожение еврейства, Холокост.
Как и во многих других случаях в истории ФРГ, следы нацистской истории никто не хотел видеть и вообще замечать

Нынешнее открытие специально построенного здания под экспозиции центра "Топография террора" венчает непростую историю, длившуюся более 20 лет. В 1982 году историк Кристине Фишер обнаружила на месте, которое внушало ужас берлинцам в нацистские времена и сравнивалось ими с воротами в ад, площадку для тренировок начинающих автомобилистов, пивную и свалку:

– Это было, как и во многих других случаях в истории ФРГ: следы нацистской истории никто не хотел видеть и вообще замечать. На этом месте оставшиеся следы истории нацистского периода были сознательно уничтожены. Было стыдно видеть, как выглядело в 1982 году это место страданий и ужаса. Мы собрали тогда группу из 50 человек и начали символические раскопки в поисках следов истории. Это была демонстрация, и она подействовала: городские власти санкционировали официальные раскопки, и в результате были отрыты подвалы гестапо, которые мы сегодня видим.

На переднем плане – подвал гестапо, далее справа – новый информационный центр "Топография террора"
Среди тех, кто поддержал тогда Кристине Фишер, был историк и директор нынешнего центра "Топография террора" Андреас Нахама. Пять лет борьбы Кристине Фишер и Андреаса Нахамы привели к тому, что с 1987 года на стенах подвалов гестапо под навесом была размещена экспозиция из фотографий и других документов о преступлениях нацистов. Ежегодно эту выставку под открытым небом посещало более полумиллиона берлинцев и гостей города.

Но построить здание удалось только 23 года спустя, лишь со второй попытки. Первое здание не было достроено, и в конечном итоге его разобрали, так как расходы на проект все время росли и город, затратив уже 15 миллионов евро, остановил строительство. На организацию второй попытки ушли годы и еще 26 миллионов, но теперь все малопонятные и неприятные неожиданности позади. Вот как комментирует этот период Андреас Нахама:
Наш центр наглядно показывает структуры нацистского государства, его центра зла, показывает, как была уничтожена демократия, как был организован и осуществлялся террор

– Некоторые объясняют все авариями, просто несчастливыми случайностями и неожиданными банкротствами; но, на мой взгляд, такие объяснения слишком близоруки. У этих событий были и содержательные причины, состоявшие в том, что многим не очень хотелось делать достоянием общественности механизмы создания и функционирования государства фюрера. Наш центр наглядно показывает структуры нацистского государства, его центра зла, показывает, как была уничтожена демократия, как был организован и осуществлялся террор. Все это происходило на глазах у всех, в центре города.

Я надеюсь, что все, кто будет сюда приходить, будут делать это с чувством собственного достоинства, не опуская головы. Это не место поминовения жертв. Это место исторической памяти и учебы. Мне кажется, что нам удалось создать на месте некогда открытой раны нечто вроде шрама истории. Прохожий споткнется взглядом об эту территорию, где нет зелени, где все серо, – и это именно то, чего мы хотим достичь. Мы хотим напоминать о том, как хотя и слабую, но действовавшую демократию Веймарской республики удалось в течение 120 дней превратить в диктатуру. Мы хотим напомнить: то, что произошло однажды, может произойти еще раз.

Часть экспозиции – коллаж из картотеки гестапо
На сравнительно небольшой территории по адресу Принцальбрехтштрассе, 8 при нацизме работали 7000 сотрудников. Из них только трое были после войны осуждены немецким правосудием. Интересно, что годы работы фонда "Топография террора" под руководством Андреаса Нахамы помогли открыть правду не только жертвам и их родственникам, но и детям нацистских преступников.

Беате Ниманд многие годы считала своего отца Бруно Затлера не причастным к преступлениям, тем более что он дважды проходил процесс денацификации и был признан невиновным. Но документы, обнаруженные фондом "Топография террора", неопровержимо засвидетельствовали его участие как в организации пыток заключенных тюрьмы гестапо, так и в самих пытках:

– Это было ужасно. Когда я познакомилась с документами, я просто заболела. На меня это ужасно подействовало. И у меня был выбор: либо вытеснить все это из сознания, из памяти, либо разобраться до конца во всем, что совершил мой отец. Я выбрала именно этот, второй путь.

Именно такому выбору большинства граждан ФРГ и помогает выставочно-информационный центр "Топография террора".