Сегодня в Москве была объявлена программа 21-го открытого российского кинофестиваля "Кинотавр", который откроется в Сочи в начале июня.
Конкурсная программа состоит в основном из дебютных фильмов. Как сообщили организаторы, на работе фестиваля не скажутся ни уход его сопродюсера Игоря Толстунова, ни раскол в Союзе Кинематографистов.
Главная новость состоит в том, что фестиваль откроется там же и тогда же, где обычно: Сочи, 6 июня, гостиница "Жемчужная". Еще несколько месяцев назад это вызывало сомнения и бурные комментарии в профессиональной среде: сопродюсер "Кинотавра" владелец компании "Профит" Игорь Толстунов продал свои 50 процентов акций Александру Роднянскому, мотивируя это неприбыльностью дела и трудностями после финансового кризиса.
Публикация скандальных мемуаров отца-основателя "Кинотавра" Марка Рудинштейна нанесла серьезные репутационные потери фестивалю. Кроме того, постоянный спонсор фестиваля "Вымпелком" (часть компании "Билайн") отказался финансировать "Кинотавр", и в этом году фестиваль остался без генерального спонсора. Вот что сказал президент "Кинотавра" продюсер Александр Роднянский:
– Я называю это скорее эхом кризиса, случившегося два года назад. У нас во многом будут происходить изменения в той части, которая касается попечительского совета и системы существования, развития и финансирования кинофестиваля. С Игорем Александровичем мы в чудесных, таких же, как и были, дружеских отношениях, и он будет здесь весь фестиваль. У нас была, признаюсь честно, попытка перепрофилировать фестиваль, внутренне сделать его меньше, найти модель, менее затратную. Но есть проекты, которые живут своей жизнью. "Кинотавр" ровно такой, какой есть, его нельзя менять. Он не может проходить в ином городе, кроме Сочи, не открывать лето, не приглашать несколько тысяч приезжающих участников кинематографического процесса. Мы сумеем найти новых партнеров. Я позвал в качестве председателя попечительского совета своего друга и партнера Федора Бондарчука. Он поможет мне сформировать и новый состав попечительского совета, и пригласить туда реальных игроков, компании.
Сейчас фестиваль, помимо Александра Роднянского, финансирует Министерство культуры и Краснодарский край. Александр Роднянский попросил не путать его бюджет с олимпийским бюджетом Сочи. О конкурсной программе "Кинотавра" рассказывает его программный директор Ситора Алиева:
– Восемь дебютов. Такого не было никогда и это ни в коем случае не связано с нашей страстью к молодым. Это объективная реальность. Безусловно, мы искали, ищем и работаем с картинами мастеров, но к сожалению, их мало. И то, что молодые доминируют, это главное на этом "Кинотавре". В российском конкурсе представлена картина Сергея Лозницы. В этой картине нет российских денег, но Сергей Лозница – российский документалист, мы не раз показывали его картины на "Кинотавре". Картина делалась тремя странами, в очень жестком режиме. Я знаю, что были продюсеры, которые хотели подключиться, но, увы, это был уже последний этап.
Ситора Алиева упомянула о трех странах-продюсерах фильма "Счастье мое" Сергея Лозницы: это Украина, Нидерланды и Германия, где живет режиссер. Интрига состоит в том, что его лента в ближайшее время будет показана в основном конкурсе Каннского фестиваля. Как объяснил Радио Свобода сам режиссер, в Каннах состоится его премьера - на фестивали такого класса в конкурс может попасть только премьерный показ. Для Никиты Михалкова и его "Предстояния" (или "Утомленных солнцем-2") сделано исключение. Что же касается влияния на атмосферу "Кинотавра" раскола в Союзе кинематографистов, когда костяк вышедших из союза составили как раз те молодые режиссеры арт-хауса, которых поддерживал "Кинотавр" - Александр Роднянский предпочел отшутиться:
– Чем хорош "Кинотавр"? Тем, что это площадка для всех. И несмотря на критику Станислава Говорухина после прошлого "Кинотавра", мы, естественно, пригласили и его, как почетного гостя. Чтобы он имел возможность покритиковать и в этом году и это его абсолютное право. Кому-то захочется пообсуждать систему взаимоотношений внутри Союза кинематографистов, милости просим. Но меньше всего хотелось бы превращать это в выяснение отношений.
Однако на фестивале место для выяснения отношений будет: по традиции пройдет несколько круглых столов. Как говорили критики в кулуарах, Роднянский очень осторожен и не станет портить отношения ни с Михалковым, ни с отколовшейся частью. Конкурсную программу "Кинотавра" продолжает характеризовать Ситора Алиева:
– Как ни странно, ее можно было назвать по-новому "Здравствуй, СССР", потому что героями многих картин являются совсем не россияне. Это нормальная общемировая ситуация, особенно европейская, в данном случае мы абсолютно в тренде. В прошлом году в Локарно я посмотрела весь конкурс и была удивлена, как в каждом фильме, например, греческом, героем оказывался албанец, в китайском - девушка, живущая в Лондоне. То есть тема глобализации, которая сегодня так актуальна в мире, пришла в наше кино. Мне кажется, что смелость и, наверное, открытость наших молодых режиссеров позволяет им снимать истории такого типа.
Второе - то, что мы по-прежнему показываем не только арт-хаус. Многие считают, что мы некий кружок любителей русского арт-хауса. В этом году присутствуют картины, которые развивают разные жанры – приключения, детектив, мелодрамы, философские драмы. По поводу фильма-открытия. Это опять будет фильм, состоящий из 18, на этот раз, новелл. Если в прошлом году было пять картин ключевых режиссеров арт-хаусного направления, то в этом году это направление, которое мы можем честно и открыто назвать мейнстримом.
Речь шла о фильме "Москва, я люблю тебя". Среди авторов новелл - Алла Сурикова, Ираклий Квирикадзе, Рустам Ибрагимбеков, Егор Кончаловский. А в конкурсе - "Гастарбайтер" Юсупа Разыкова, "Другое небо" Дмитрия Мамулии, другие дебюты, спродюсированные Алексеем Учителем, Андреем Сигле, Михаилом Калатозишвили. Единственное известное режиссерское имя - Дмитрий Месхиев. Фильм, которым будет закрываться фестиваль, историческая биографическая драма "Багровый цвет снегопада" недавно скончавшегося Владимира Мотыля, автора легендарного "Белого солнца пустыни". Во внеконкурсных показах "Кинотавра" - французские короткометражки, в жюри впервые за всю историю фестиваля - француз, отборщик Каннского фестиваля Жоэль Шапрон, а председатель жюри "Кинотавра" этого года - Карен Шахназаров.
Конкурсная программа состоит в основном из дебютных фильмов. Как сообщили организаторы, на работе фестиваля не скажутся ни уход его сопродюсера Игоря Толстунова, ни раскол в Союзе Кинематографистов.
Главная новость состоит в том, что фестиваль откроется там же и тогда же, где обычно: Сочи, 6 июня, гостиница "Жемчужная". Еще несколько месяцев назад это вызывало сомнения и бурные комментарии в профессиональной среде: сопродюсер "Кинотавра" владелец компании "Профит" Игорь Толстунов продал свои 50 процентов акций Александру Роднянскому, мотивируя это неприбыльностью дела и трудностями после финансового кризиса.
Публикация скандальных мемуаров отца-основателя "Кинотавра" Марка Рудинштейна нанесла серьезные репутационные потери фестивалю. Кроме того, постоянный спонсор фестиваля "Вымпелком" (часть компании "Билайн") отказался финансировать "Кинотавр", и в этом году фестиваль остался без генерального спонсора. Вот что сказал президент "Кинотавра" продюсер Александр Роднянский:
– Я называю это скорее эхом кризиса, случившегося два года назад. У нас во многом будут происходить изменения в той части, которая касается попечительского совета и системы существования, развития и финансирования кинофестиваля. С Игорем Александровичем мы в чудесных, таких же, как и были, дружеских отношениях, и он будет здесь весь фестиваль. У нас была, признаюсь честно, попытка перепрофилировать фестиваль, внутренне сделать его меньше, найти модель, менее затратную. Но есть проекты, которые живут своей жизнью. "Кинотавр" ровно такой, какой есть, его нельзя менять. Он не может проходить в ином городе, кроме Сочи, не открывать лето, не приглашать несколько тысяч приезжающих участников кинематографического процесса. Мы сумеем найти новых партнеров. Я позвал в качестве председателя попечительского совета своего друга и партнера Федора Бондарчука. Он поможет мне сформировать и новый состав попечительского совета, и пригласить туда реальных игроков, компании.
Сейчас фестиваль, помимо Александра Роднянского, финансирует Министерство культуры и Краснодарский край. Александр Роднянский попросил не путать его бюджет с олимпийским бюджетом Сочи. О конкурсной программе "Кинотавра" рассказывает его программный директор Ситора Алиева:
– Восемь дебютов. Такого не было никогда и это ни в коем случае не связано с нашей страстью к молодым. Это объективная реальность. Безусловно, мы искали, ищем и работаем с картинами мастеров, но к сожалению, их мало. И то, что молодые доминируют, это главное на этом "Кинотавре". В российском конкурсе представлена картина Сергея Лозницы. В этой картине нет российских денег, но Сергей Лозница – российский документалист, мы не раз показывали его картины на "Кинотавре". Картина делалась тремя странами, в очень жестком режиме. Я знаю, что были продюсеры, которые хотели подключиться, но, увы, это был уже последний этап.
Ситора Алиева упомянула о трех странах-продюсерах фильма "Счастье мое" Сергея Лозницы: это Украина, Нидерланды и Германия, где живет режиссер. Интрига состоит в том, что его лента в ближайшее время будет показана в основном конкурсе Каннского фестиваля. Как объяснил Радио Свобода сам режиссер, в Каннах состоится его премьера - на фестивали такого класса в конкурс может попасть только премьерный показ. Для Никиты Михалкова и его "Предстояния" (или "Утомленных солнцем-2") сделано исключение. Что же касается влияния на атмосферу "Кинотавра" раскола в Союзе кинематографистов, когда костяк вышедших из союза составили как раз те молодые режиссеры арт-хауса, которых поддерживал "Кинотавр" - Александр Роднянский предпочел отшутиться:
– Чем хорош "Кинотавр"? Тем, что это площадка для всех. И несмотря на критику Станислава Говорухина после прошлого "Кинотавра", мы, естественно, пригласили и его, как почетного гостя. Чтобы он имел возможность покритиковать и в этом году и это его абсолютное право. Кому-то захочется пообсуждать систему взаимоотношений внутри Союза кинематографистов, милости просим. Но меньше всего хотелось бы превращать это в выяснение отношений.
Однако на фестивале место для выяснения отношений будет: по традиции пройдет несколько круглых столов. Как говорили критики в кулуарах, Роднянский очень осторожен и не станет портить отношения ни с Михалковым, ни с отколовшейся частью. Конкурсную программу "Кинотавра" продолжает характеризовать Ситора Алиева:
– Как ни странно, ее можно было назвать по-новому "Здравствуй, СССР", потому что героями многих картин являются совсем не россияне. Это нормальная общемировая ситуация, особенно европейская, в данном случае мы абсолютно в тренде. В прошлом году в Локарно я посмотрела весь конкурс и была удивлена, как в каждом фильме, например, греческом, героем оказывался албанец, в китайском - девушка, живущая в Лондоне. То есть тема глобализации, которая сегодня так актуальна в мире, пришла в наше кино. Мне кажется, что смелость и, наверное, открытость наших молодых режиссеров позволяет им снимать истории такого типа.
Второе - то, что мы по-прежнему показываем не только арт-хаус. Многие считают, что мы некий кружок любителей русского арт-хауса. В этом году присутствуют картины, которые развивают разные жанры – приключения, детектив, мелодрамы, философские драмы. По поводу фильма-открытия. Это опять будет фильм, состоящий из 18, на этот раз, новелл. Если в прошлом году было пять картин ключевых режиссеров арт-хаусного направления, то в этом году это направление, которое мы можем честно и открыто назвать мейнстримом.
Речь шла о фильме "Москва, я люблю тебя". Среди авторов новелл - Алла Сурикова, Ираклий Квирикадзе, Рустам Ибрагимбеков, Егор Кончаловский. А в конкурсе - "Гастарбайтер" Юсупа Разыкова, "Другое небо" Дмитрия Мамулии, другие дебюты, спродюсированные Алексеем Учителем, Андреем Сигле, Михаилом Калатозишвили. Единственное известное режиссерское имя - Дмитрий Месхиев. Фильм, которым будет закрываться фестиваль, историческая биографическая драма "Багровый цвет снегопада" недавно скончавшегося Владимира Мотыля, автора легендарного "Белого солнца пустыни". Во внеконкурсных показах "Кинотавра" - французские короткометражки, в жюри впервые за всю историю фестиваля - француз, отборщик Каннского фестиваля Жоэль Шапрон, а председатель жюри "Кинотавра" этого года - Карен Шахназаров.