Театр отбивается от экономной экономики

Разделят ли российские театры судьбу российских сельских клубов?

Новый федеральный закон, меняющий статус бюджетных учреждений и фактически направленный на уменьшение финансовой ответственности государства за эти учреждения, вызвал большие опасения у лидеров Союза театральных деятелей.

В новом законе предусмотрено, что объем финансирования в 2011 году не должен превышать показатель 2010 года. Значит, с учетом инфляции и других экономических обстоятельств, финансирование будет меньше, а эффективность услуг должна стать больше. Об этом парадоксе говорили все участники расширенного секретариата Союза театральных деятелей.

– Вообще увеличение расходов на культуру – это объективная реальность. Два года назад Общественная палата под руководством Александра Александровича Калягина подготовила доклад, где специальная глава посвящена взаимодействию культуры и экономики. И там есть просто научный вывод о том, что рост расходов на культуру всегда опережает рост цен на эту самую культуру. Это признано во всем мире. Давайте и у нас, в России не настаивать на том, что принятие какого-то закона может привести к сокращению бюджетных расходов на культуру. Это приведет к тому, что культура станет менее доступной для населения. Это приведет к сокращению числа рабочих мест в культуре, что тоже недопустимо, – подчеркнул заместитель председателя СТД Геннадий Смирнов.

Народный артист России, руководитель Малого театра Юрий Соломин сомневается, что авторы закона хорошо понимают особенности сферы, регулировать которую взялись:

– Чтобы пошить костюм, который стоит более 2 тысяч долларов, нужно написать кипу бумаг либо просто нарушить все законы, потому что иначе придется закрывать спектакли, обманывать людей. Мы работаем для зрителя, а не для выполнения каких-то экономических категорий. Что это вообще за отношение потребительское?! Я хочу увидеть глаза авторов закона, я хочу их спросить: "Вы когда были в театре?" Экономика экономикой, она должна быть бережливой. Но почему-то это все время касается образования, медицины и, конечно, театра. Так вот мне хочется сказать: пора бы уже начать считаться с теми профессионалами, которые, в конце концов, проживут, но – как? Как – вот вопрос…

Руководитель театра "Ленком", режиссер Марк Захаров призвал срочно попытаться исправить ошибки, допущенные при принятии закона:

– Среди нас не найдется людей, которые пойдут перекрывать железнодорожный путь, хотя, как и при знаменитой монетизации льгот, это законодательство пахнет кровью. Да, есть, конечно, у СТД недостаток – наш руководитель (Александр Калягин. – Р.С.) не обедает с руководством, не ведет товарищеских, дружеских контактов вечерних, как это делается в кинематографе. У него нет такого рычага власти. Поэтому я думаю, что сейчас единственная задача – суммировать все наши замечания в небольшой документ, суммировать наши опасения, подстелить соломку под самые опасные места, выявить убедительно и весомо специфику нашего творчества, нашего дела и представить такой документ как очень серьезное требование, под которым готовы подписаться все ведущие деятели российского театрального искусства. Я думаю, что такой документ должен быть организован нашим руководителем...

Руководителю СТД Александру Калягину поручено обратиться к правительству РФ с просьбой включить экспертов, представляющих учреждения культуры и искусства, в состав групп по разработке нормативно-правовых актов, которые должны регламентировать применение закона на практике.

В 2004 году Союзу удалось добиться некоторых уступок от Минфина и от Минэкономразвития. Возможно, так получится и на этот раз. Вся надежда, говорили собравшиеся, на подзаконные акты.