Иран разложил свой урановый пасьянс

Президент Ирана Ахманидежад празднует подписание соглашения с Турцией

Власти Ирана согласились направлять в Турцию для дообогащения, до уровня 20% основную часть своего низкообогащенного урана, предназначенного, как сообщается, для использования в иранском ядерном реакторе.

Вот что заявил в Тегеране в связи с соглашением, достигнутым между президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом, премьер-министром Турции Реджепом Эрдаганом, а также президентом Бразилии Игнасио Лула да Сальвой, министр иностранных дел Ирана Манучер Моттаки:

– Исламская республика Иран согласна направлять в Турцию 1200 кг низкообогащенного урана. Находясь в Турции, этот уран будет продолжать оставаться иранской собственностью. Иран и МАГАТЭ могут назначить специальную группу экспертов для наблюдения за обработкой иранского низкообогащенного урана в Турции.

Турция считает, что теперь нет оснований для введения новых санкций в отношении Ирана. Об этом заявил министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу. Как отметил министр энергетики Танер Йылдыз, международное сообщество сможет проводить инспекции иранских ядерных объектов. Многие независимые эксперты, однако, называли соглашение "очередным трюком иранских политиков". Иранцы уже осуществили такую уловку в прошлом, чтобы уменьшить риск международных санкций, а затем отказывались выполнять взятые на себя обязательства.

Тему продолжает международный обозреватель Радио Свобода Ирина Лагунина:

– Иранский уран в Турции будет дообогащаться или речь идет только об обмене уже высокообогащенного урана на низкообогащенный?

– На турецкой территории нет необходимого оборудования и объектов, где можно было бы все это осуществлять. Все детали этого соглашения по-прежнему невозможно оценить полностью. Пока понятно, что Иран будет складировать уран в Турции. МАГАТЭ, международные наблюдатели вместе с иранскими коллегами смогут иметь доступ к этим материалам. Более того, Иран заявил, что эти материалы являются собственностью Ирана, в отличие от того, что предлагалось раньше. Когда Россия собиралась забирать весь низкообогащенный уран, а взамен предоставлять 120 кг урана, обогащенного до 20%. Всего этого сейчас нет в соглашении.

–Складывается впечатление, что соглашение довольно путанное. Из него не следует, что Иран отказался от своего права, которое он декларирует, самому дообогащать свой уран.

– Да, таких гарантий не предоставляется. Откуда вообще взялась эта цифра – 1200 килограммов? Это все, что Иран сейчас имеет, что ему удалось произвести? И нет ли там какого-то еще тайного объекта, склада в тоннелях или в горах? Ведь находятся все новые и новые объекты, о которых разведка раньше не знала. Собственно, именно это и внушает опасение по поводу характера иранской ядерной программы. Еще один любопытный момент. Вы правильно сказали, что очень много неясного. Иран складирует эти 1200 кг в Турции. А что дальше? А дальше выясняется, что Иран как бы принимает план, который был предложен раньше ООН с участием России и Франции. Чтобы уран 20% обогащения производился в России, потом доставлялся во Францию, где из него изготавливают стержни для работы реактора. И потом уже стержни должны отправляться в Иран. Только непонятно – откуда этот уран возьмется. Все эти детали в соглашении пока отсутствуют.

– У вас нет ощущения, что это некая пустышка, которая нужна Тегерану сейчас, поскольку там проходит конференция 15 мировых лидеров? И только для того, чтобы громко заявить: мы договорились с Турцией. А завтра выяснится, что все это совсем не так.

– Есть такие подозрения, и они абсолютно правомочны. Во-первых, Иран постоянно тянет время. Во-вторых, уже было много случаев прямого обмана. Так что можно ожидать чего угодно.

– Есть ли какая-либо реакция США на это соглашение?

– Пока не было. Как не было и реакции МАГАТЭ, самого основного игрока, который занял выжидательную позицию и смотрит, что из этого выйдет. Так что все в ожидании.