Ольга Бакуткина: В саратовском Доме-музее художника Павла Кузнецова в канну майских праздников открылась выставка с таким, казалось бы, будничным названием "Вопросы упаковки". Но автор экспозиции Алексей Трубецков считает, что выставка недаром приурочена к 1 мая. В основе этого праздника лежит история борьбы за 8-часовой рабочий день, то есть за право посвятить свободное от работы время творческой самореализации и общению с друзьями. Но а открытие выставки – прекрасный повод и для того, и для другого.
Можно также вспомнить, что Первомай для старшего поколения был связан с песней "Утро красит нежным светом стены древнего Кремля". На выставке Алексея Трубецкого кремль не один – их около десятка разной формы, цветы. Все эти сооружения сделаны из гофрокартона, а проще говоря - из упаковочных коробок. Замки, дворцы, крепости, зубчатые стены с бойницами, сторожевые башенки разной формы, огражденные, упакованные от внешнего мира пространства. Говорит Алексей Трубецков:
Алексей Трубецков: Для нас это слово – Кремль. У других это может быть – шато, бург (немецкий), крепость-замок. Это некое сооружение, которое выстроено как иногда физическая, а иногда психологическая граница между двумя мирами – между миром тех, которые считают себя некой властью, и всеми остальными людьми.
Ольга Бакуткина: Экспозиция позволяет посмотреть на символы власти под другим углом зрения.
Алексей Трубецков: Мы должны ходить мимо этих границ, этих дворцов, этих упакованных во всех смыслах территорий, может быть, поглядывать на них, убеждаться, что они пустые, убеждаться, что они картонные, убеждаться, что они не слишком существенные и общаться, ощущать свое единство, ощущать, что мы близки, что мы вместе, что, по большому счету, то, что находится за этой упаковкой для нас неважно и незначимо.
Ольга Бакуткина: Игорь Сорокин, много лет возглавлявший Дом-музей Павла Кузнецова, видит в такой точке зрения на символы власти психологию посадских людей. Они жили за крепостными стенами и первыми принимали удар врагов. Обороняя город, посадские люди дотла сжигали свои жилища, а потом отстраивали все заново. Дом-музей Кузнецова стоит на границе древнего города-крепости, а значит здесь должны сохраняться традиции вольных посадских людей. Говорит Игорь Сорокин:
Игорь Сорокин: Власть упаковывается, закрывается настолько, что народу нет там возможности поместиться внутри этого самого кремля. А, с другой стороны, Алексей дал нам возможность походить и быть некоторое время выше всего этого – заглядывать в этих кремли и пожалеть эту власть. Потому что, на самом деле, они несвободны, они в застенках находятся, а не мы.
Ольга Бакуткина: Гость Дома-музея Павла Кузнецова, президент женского бизнес-клуба Оксана Акимова, оценила нестандартность подхода организаторов выставки.
Оксана Акимова: Эта идея настолько близка любому человеку, который хочет посмотреть на пространство с разных сторон. К тому же очень прикольно оказаться выше Кремля.
Ольга Бакуткина: Косые лучи закатного солнца в окнах мансарды музея меняют пространство. Замки, дворцы, крепости как будто повисают в воздухе, становясь от этого хрупкими и беззащитными. Их картонные стены взывают не кантовать, защищать от воды, не переворачивать.