Ирина Лагунина: Министры финансов Европейского союза обсуждают на этой неделе меры ужесточения финансового контроля в рамках ЕС. Во вторник они одобрили планы регулирования частных инвестиционных фондов. В среду Германия ввела временный запрет на некоторые виды финансовых сделок и предложила распространить его на всю еврозону.
А на следующей встрече министры намерены говорить, в частности, и о том, не ущемит ли такая мера как предварительное согласование с Европейской комиссией проектов национальных госбюджетов стран еврозоны их экономический суверенитет?
Курс единой европейской валюты к доллару снизился на этой неделе до минимума за последние 4 года. Тему продолжит мой коллега Сергей Сенинский...
Сергей Сенинский: ... Министры финансов стран Европейского союза во вторник предварительно одобрили законопроект, предусматривающий ужесточение регулирования в Европе бизнеса хедж-фондов.
Их клиентами являются в основном состоятельные частые и крупные корпоративные инвесторы. В инвестиционной практике хедж-фонды применяют технику хеджирования, то есть страхования или ограничения собственных рисков, используя для этого производные финансовые инструменты. Обычно деятельность таких фондов направлена на получение максимальной прибыли при любых условиях.
Проект нового европейского закона впервые обязывает хедж-фонды не только регистрироваться в регулирующих государственных органах, но и предоставлять им определенную информацию о своих сделках, а также создавать собственные резервные фонды, как это делают банки.
В Европейском парламенте обсуждается своя версия этого законопроекта. К июлю должен быть согласован единый вариант.
Во вторник же министры финансов ЕС с удовлетворением, как было заявлено, отметили те меры, которые принимают правительства Испании и Португалии по сокращению государственных расходов и государственного долга, чтобы их страны не оказались в кризисе, подобном греческому. Из Мадрида - бывший экономический советник правительства Испании, член исполнительного совета крупнейшего в стране сберегательного банка Caja Madrid Альберто Рекарте:
Альберто Рекарте: Какие меры были приняты?... Правительство Испании объявило, например, о повышении обеих ставок налога на добавленную стоимость (льготной – с 7% до 8%, а базовой – с 17% до 18%). "Замораживаются" государственные пенсии, а зарплаты государственным служащим снижаются на 5%. Отменяются пособия семьям в связи с рождением ребенка. Планируется также повысить налоги на крупный бизнес. Эти меры направлены лишь на сокращение государственных расходов и преодоление острейшего дефицита госбюджета Испании.
На экономику они вряд ли окажут положительное влияние. Скорее, наоборот – ведь снизятся доходы граждан и, соответственно, сократится потребление ими производимых в Испании же товаров. Да и для преодоления дефицита бюджета реальная эффективность этих мер весьма сомнительна...
Меры экономии, безусловно, необходимы, но только оживление деловой активности в стране может существенно увеличить налоговые поступления в бюджет и сократить его дефицит...
Сергей Сенинский: Общие финансовые требования к странам еврозоны – например, по дефициту бюджета (не более 3% ВВП) или размерам государственного долга (не более 60% ВВП) – большинство стран региона нарушали в последние годы, но никаких санкций за это к ним ни разу не применили.
На ваш взгляд, какие новые меры финансового регулирования в еврозоне могли бы оказаться приемлемыми и при этом - эффективными? Например, согласятся ли они с предложением Европейской комиссии, чтобы проектов ежегодных национальных бюджетов предварительно согласовывались бы с Европейской комиссией – еще до их рассмотрения в национальных парламентах?
Альберто Рекарте: На мой взгляд, даже правительства стран Европейского союза, которые больше других нарушают установленные общеевропейские нормы, скорее всего, с ними согласятся. А потом, несмотря на предварительные договоренности, будут, как и раньше, преспокойно эти нормы нарушать.
Как мне представляется, единственная эффективная мера борьбы с этими нарушениями – жесткие санкции. Например, лишение страны любых субсидий из общеевропейского бюджета, а если и эта мера не поможет - исключение из Европейского союза. И вся ответственность за последствия таких мер ложится на правительства стран, нарушающих установленные для всех нормы и правила...
Сергей Сенинский: Из Германии – руководитель отдела исследовательского института IFO Кай Карстенс, Мюнхен:
Кай Карстенс: Нет, я не думаю, что такая мера как согласование заранее с Европейской комиссией проектов бюджетов, еще до их рассмотрения в парламентах стран Европы, каким-то образом ущемило бы их суверенитет.
Ведь, по существу, вступая в Европейский союз и, тем более, в еврозону, страны обязуются соблюдать в дальнейшем определенные общие правила, касающиеся, в частности, и объемов государственного долга, и дефицита госбюджета, и темпов инфляции.
То есть здесь страны в определенной мере уже поступаются своим экономическим суверенитетом. Поэтому вполне разумным представляется соображение, чтобы еще до обсуждения проекта госбюджета парламентом страны с ним познакомилась бы Европейская комиссия.
Ведь речь не идет о том, чтобы Еврокомиссия получила бы право одобрять или, наоборот, отклонять проект национального бюджета, а лишь о том, чтобы она имела возможность своевременно распознать скрытые там отклонения или нарушения правил единого для всех стран Евросоюза пакта финансовой стабильности...
Сергей Сенинский: Любая страна, оказавшаяся в трудной финансовой ситуации, может существенно помочь себе за счет временной девальвации национальной валюты. Но в еврозоне такое исключено в принципе: ведь валюта – единая.
В каком направлении, как вам лично представляется, следует искать здесь выход - на будущее? Только ли в мерах превентивного воздействия, то есть финансового контроля? Из Мадрида – Альберто Рекарте, бывший экономический советник правительства Испании:
Альберто Рекарте: Конечно, финансовый контроль необходим. Ведь, как в Греции, так и в Испании речь идет об элементарном разбазаривании государственного бюджета. О том, что в последние годы правительства этих страны тратили значительно больше, чем зарабатывали.
Но в Испании для преодоления финансового кризиса одних мер контроля недостаточно. Необходимы структурные реформы - рынка труда, например, что позволит привлечь новые инвестиции и преодолеть застой в производстве. Нужно снизить налоговое бремя на экономику, сократить многочисленные поборы с предпринимателей – такие как выплаты в фонды социального страхования, пособия по увольнению и так далее...
Ведь сегодня испанские предприниматели просто бояться расширять свой бизнес, зная, что, в случае коммерческой неудачи, они разорятся на одной только выплате выходных пособий увольняемым работникам...
Сергей Сенинский: В среду на этой неделе правительство Германии ввело временный – почти на год – запрет на некоторые виды операций на финансовых рынках, которые относят к разряду наиболее спекулятивных. Такой же запрет здесь вводился летом 2008 года – на пике глобального финансового кризиса. Канцлер Германии Ангела Меркель предложила распространить запрет на все страны Европейского союза, что также будут обсуждать министры финансов ЕС на ближайшей своей встрече.
В целом, по вашим представлениям, готовы ли страны еврозоны поступиться в какой-то мере национальным экономическим суверенитетом ради самой идеи "сбалансированных" бюджетов, о которой так много говорят сегодня?
Например, предварительное согласование грядущих выпусков своих гособлигаций отдельными странами? Или – сближение ставок основных налогов?
Или даже единая политика повышения пенсионного возраста, как и определения минимального рабочего стажа для получения пенсии? А может быть – представим почти невозможное – некое объединение национальных пенсионных фондов, чтобы в случае финансовых проблем в какой-то одной стране ее пенсионеры не пострадали бы... Из Испании - Альберто Рекарте, Мадрид:
Альберто Рекарте: Трудно ответить на этот вопрос однозначно... Столь болезненная проблема ограничения национального суверенитета всегда присутствовала в Европейском союзе. Другое дело, что вслух о ней говорить не принято.
Что касается унификации в Европе налоговых ставок или пенсионного возраста, то здесь, думаю, все определяет фактор целесообразности. Насколько целесообразно вводить одни и те же условия для всех? Ведь даже страны еврозоны, не говоря уже о Евросоюзе в целом, значительно отличаются по экономическому и социальному развитию, уровню жизни и даже ее продолжительности. Поэтому любые перемены в
Сергей Сенинский: Из Германии – руководитель отдела исследовательского института IFO Кай Карстенс, Мюнхен:
Кай Карстенс: Думаю, что на первых порах следует проявить осторожность и не заходить в этих преобразованиях слишком далеко. Например, политика повышения или снижения пенсионного возраста, а также необходимого для получения пенсии трудового стажа может оставаться прерогативой каждой страны Европейского союза в отдельности. Правда, с оговоркой, что их решения в рамках этой политики не могут нарушать требования общеевропейского пакта финансовой стабильности.
Здесь каждая страна может искать свои пути решения проблем. И, по большому счету, нет необходимости привлекать к этому Европейскую комиссию. Главное - чтобы не нарушались основные принципы и правила Евросоюза.
Ведь речь никоим образом не идет о полном нивелировании экономик стран ЕС. Это просто немыслимо, ибо по уровню экономического развития эти страны весьма отличаются друг от друга...
Сергей Сенинский: В среду на этой неделе, после введения в Германии запрета на некоторые операции на финансовых рынках, курс единой европейской валюты к доллару упал до самого низкого уровня с апреля 2006 года – менее 1,22 доллара за евро, после чего чуть повысился.
Многие европейские эксперты полагают, что даже нынешний курс евро все еще остается завышенным. В целом с начала года евро подешевел к доллару на 15%...
А на следующей встрече министры намерены говорить, в частности, и о том, не ущемит ли такая мера как предварительное согласование с Европейской комиссией проектов национальных госбюджетов стран еврозоны их экономический суверенитет?
Курс единой европейской валюты к доллару снизился на этой неделе до минимума за последние 4 года. Тему продолжит мой коллега Сергей Сенинский...
Сергей Сенинский: ... Министры финансов стран Европейского союза во вторник предварительно одобрили законопроект, предусматривающий ужесточение регулирования в Европе бизнеса хедж-фондов.
Их клиентами являются в основном состоятельные частые и крупные корпоративные инвесторы. В инвестиционной практике хедж-фонды применяют технику хеджирования, то есть страхования или ограничения собственных рисков, используя для этого производные финансовые инструменты. Обычно деятельность таких фондов направлена на получение максимальной прибыли при любых условиях.
Проект нового европейского закона впервые обязывает хедж-фонды не только регистрироваться в регулирующих государственных органах, но и предоставлять им определенную информацию о своих сделках, а также создавать собственные резервные фонды, как это делают банки.
В Европейском парламенте обсуждается своя версия этого законопроекта. К июлю должен быть согласован единый вариант.
Во вторник же министры финансов ЕС с удовлетворением, как было заявлено, отметили те меры, которые принимают правительства Испании и Португалии по сокращению государственных расходов и государственного долга, чтобы их страны не оказались в кризисе, подобном греческому. Из Мадрида - бывший экономический советник правительства Испании, член исполнительного совета крупнейшего в стране сберегательного банка Caja Madrid Альберто Рекарте:
Альберто Рекарте: Какие меры были приняты?... Правительство Испании объявило, например, о повышении обеих ставок налога на добавленную стоимость (льготной – с 7% до 8%, а базовой – с 17% до 18%). "Замораживаются" государственные пенсии, а зарплаты государственным служащим снижаются на 5%. Отменяются пособия семьям в связи с рождением ребенка. Планируется также повысить налоги на крупный бизнес. Эти меры направлены лишь на сокращение государственных расходов и преодоление острейшего дефицита госбюджета Испании.
На экономику они вряд ли окажут положительное влияние. Скорее, наоборот – ведь снизятся доходы граждан и, соответственно, сократится потребление ими производимых в Испании же товаров. Да и для преодоления дефицита бюджета реальная эффективность этих мер весьма сомнительна...
Меры экономии, безусловно, необходимы, но только оживление деловой активности в стране может существенно увеличить налоговые поступления в бюджет и сократить его дефицит...
Сергей Сенинский: Общие финансовые требования к странам еврозоны – например, по дефициту бюджета (не более 3% ВВП) или размерам государственного долга (не более 60% ВВП) – большинство стран региона нарушали в последние годы, но никаких санкций за это к ним ни разу не применили.
На ваш взгляд, какие новые меры финансового регулирования в еврозоне могли бы оказаться приемлемыми и при этом - эффективными? Например, согласятся ли они с предложением Европейской комиссии, чтобы проектов ежегодных национальных бюджетов предварительно согласовывались бы с Европейской комиссией – еще до их рассмотрения в национальных парламентах?
Альберто Рекарте: На мой взгляд, даже правительства стран Европейского союза, которые больше других нарушают установленные общеевропейские нормы, скорее всего, с ними согласятся. А потом, несмотря на предварительные договоренности, будут, как и раньше, преспокойно эти нормы нарушать.
Как мне представляется, единственная эффективная мера борьбы с этими нарушениями – жесткие санкции. Например, лишение страны любых субсидий из общеевропейского бюджета, а если и эта мера не поможет - исключение из Европейского союза. И вся ответственность за последствия таких мер ложится на правительства стран, нарушающих установленные для всех нормы и правила...
Сергей Сенинский: Из Германии – руководитель отдела исследовательского института IFO Кай Карстенс, Мюнхен:
Кай Карстенс: Нет, я не думаю, что такая мера как согласование заранее с Европейской комиссией проектов бюджетов, еще до их рассмотрения в парламентах стран Европы, каким-то образом ущемило бы их суверенитет.
Ведь, по существу, вступая в Европейский союз и, тем более, в еврозону, страны обязуются соблюдать в дальнейшем определенные общие правила, касающиеся, в частности, и объемов государственного долга, и дефицита госбюджета, и темпов инфляции.
То есть здесь страны в определенной мере уже поступаются своим экономическим суверенитетом. Поэтому вполне разумным представляется соображение, чтобы еще до обсуждения проекта госбюджета парламентом страны с ним познакомилась бы Европейская комиссия.
Ведь речь не идет о том, чтобы Еврокомиссия получила бы право одобрять или, наоборот, отклонять проект национального бюджета, а лишь о том, чтобы она имела возможность своевременно распознать скрытые там отклонения или нарушения правил единого для всех стран Евросоюза пакта финансовой стабильности...
Сергей Сенинский: Любая страна, оказавшаяся в трудной финансовой ситуации, может существенно помочь себе за счет временной девальвации национальной валюты. Но в еврозоне такое исключено в принципе: ведь валюта – единая.
В каком направлении, как вам лично представляется, следует искать здесь выход - на будущее? Только ли в мерах превентивного воздействия, то есть финансового контроля? Из Мадрида – Альберто Рекарте, бывший экономический советник правительства Испании:
Альберто Рекарте: Конечно, финансовый контроль необходим. Ведь, как в Греции, так и в Испании речь идет об элементарном разбазаривании государственного бюджета. О том, что в последние годы правительства этих страны тратили значительно больше, чем зарабатывали.
Но в Испании для преодоления финансового кризиса одних мер контроля недостаточно. Необходимы структурные реформы - рынка труда, например, что позволит привлечь новые инвестиции и преодолеть застой в производстве. Нужно снизить налоговое бремя на экономику, сократить многочисленные поборы с предпринимателей – такие как выплаты в фонды социального страхования, пособия по увольнению и так далее...
Ведь сегодня испанские предприниматели просто бояться расширять свой бизнес, зная, что, в случае коммерческой неудачи, они разорятся на одной только выплате выходных пособий увольняемым работникам...
Сергей Сенинский: В среду на этой неделе правительство Германии ввело временный – почти на год – запрет на некоторые виды операций на финансовых рынках, которые относят к разряду наиболее спекулятивных. Такой же запрет здесь вводился летом 2008 года – на пике глобального финансового кризиса. Канцлер Германии Ангела Меркель предложила распространить запрет на все страны Европейского союза, что также будут обсуждать министры финансов ЕС на ближайшей своей встрече.
В целом, по вашим представлениям, готовы ли страны еврозоны поступиться в какой-то мере национальным экономическим суверенитетом ради самой идеи "сбалансированных" бюджетов, о которой так много говорят сегодня?
Например, предварительное согласование грядущих выпусков своих гособлигаций отдельными странами? Или – сближение ставок основных налогов?
Или даже единая политика повышения пенсионного возраста, как и определения минимального рабочего стажа для получения пенсии? А может быть – представим почти невозможное – некое объединение национальных пенсионных фондов, чтобы в случае финансовых проблем в какой-то одной стране ее пенсионеры не пострадали бы... Из Испании - Альберто Рекарте, Мадрид:
Альберто Рекарте: Трудно ответить на этот вопрос однозначно... Столь болезненная проблема ограничения национального суверенитета всегда присутствовала в Европейском союзе. Другое дело, что вслух о ней говорить не принято.
Что касается унификации в Европе налоговых ставок или пенсионного возраста, то здесь, думаю, все определяет фактор целесообразности. Насколько целесообразно вводить одни и те же условия для всех? Ведь даже страны еврозоны, не говоря уже о Евросоюзе в целом, значительно отличаются по экономическому и социальному развитию, уровню жизни и даже ее продолжительности. Поэтому любые перемены в
Сергей Сенинский: Из Германии – руководитель отдела исследовательского института IFO Кай Карстенс, Мюнхен:
Кай Карстенс: Думаю, что на первых порах следует проявить осторожность и не заходить в этих преобразованиях слишком далеко. Например, политика повышения или снижения пенсионного возраста, а также необходимого для получения пенсии трудового стажа может оставаться прерогативой каждой страны Европейского союза в отдельности. Правда, с оговоркой, что их решения в рамках этой политики не могут нарушать требования общеевропейского пакта финансовой стабильности.
Здесь каждая страна может искать свои пути решения проблем. И, по большому счету, нет необходимости привлекать к этому Европейскую комиссию. Главное - чтобы не нарушались основные принципы и правила Евросоюза.
Ведь речь никоим образом не идет о полном нивелировании экономик стран ЕС. Это просто немыслимо, ибо по уровню экономического развития эти страны весьма отличаются друг от друга...
Сергей Сенинский: В среду на этой неделе, после введения в Германии запрета на некоторые операции на финансовых рынках, курс единой европейской валюты к доллару упал до самого низкого уровня с апреля 2006 года – менее 1,22 доллара за евро, после чего чуть повысился.
Многие европейские эксперты полагают, что даже нынешний курс евро все еще остается завышенным. В целом с начала года евро подешевел к доллару на 15%...