"Новая метла" Великобритании

Новый премьер Великобритании Дэвид Кэмерон

20 неделя 2010 года на страницах американских еженедельников. "Новая метла" Великобритании. Город будущего: бюрократам и милиции вход воспрещен. Портрет руководителя на фоне катастрофы. Отрезвляющие последствия "сухого" закона.

Знакомьтесь: ваши избиратели

В Великобритании после всеобщих выборов и создания правящей коалиции консерваторов и либеральных демократов начинает работу новый состав парламента и новое правительство. Для британцев это не просто смена власти, но и исторический сдвиг. Сегодня коалиционные правительства это привычный политический процесс, - пишет Time. В Европе остались лишь три страны, где правит большинство – это Франция, Греция и Мальта. Наблюдая за борьбой греческого правительства, пытающегося осуществить необходимые меры экономии, британские консерваторы, вероятно, довольны, что смогут разделить с партнерами ответственность за проведение в жизнь непопулярных политических решений. Британии, конечно, не избежать забастовок и акций протеста. Однако нужно отметить, что в отличие от многих стран, избиратели, недовольные политикой лейбористов, не повернулись в сторону радикальных партий. Они готовы потерпеть и посмотреть, что им предложит новое правительство. В свою очередь, новые лидеры, Дэвид Кэмерон и Ник Клегг сознают, что нуждаются в широкой поддержке общества, чтобы реализовать свои планы и уже в этом году сократить государственные расходы на шесть миллиардов фунтов стерлингов. А доверие общества будет зависеть от того, удастся ли новому руководству убедить граждан, что изменения действительно происходят.

В руководстве обеих партий, тори и либеральных демократов, как и в парламенте, преобладают представители высших слоев общества, белые мужчины, выпускники элитных школ. Женщины, составляющие 22 % законодателей, были практически незаметны во время избирательной кампании. Как успеть за скоростью социальных перемен, влиянием глобализации, пульсирующей 24 часа в сутки культурой информационного века? Если новые мётлы британского правительства не хотят, чтобы вымели их самих, им нужно как можно скорее начать знакомиться с теми, кто поставил их у руля государства, - предупреждает Time.

"Умная Россия" - каковы шансы на победу?

Как возродить величие России? Владимир Путин считает, что вернуть уважение стране могут мощное государство с сильным военным потенциалом и богатство, основанное на нефти. Видение Дмитрия Медведева это "умная Россия", величие которой основано на инновациях, "экономике знаний" и свободе от коррупции, - пишет Newsweek. Краеугольным камнем нового здания должен стать город будущего, расположенный в поселке Сколково в 40 километрах от Москвы. По плану, уже в 2014 году здесь будут жить от 30 до 40 тысяч человек, самые талантливые ученые и изобретатели в области коммуникаций, биомедицины, космоса, ядерных и информационных технологий. Бюрократам и милиции вход воспрещен. Научное руководство проектом поручено лауреату Нобелевской премии в области физики Жоресу Алферову, за организацию бизнеса отвечает нефтяной магнат Виктор Вексельберг.

Нынешние тенденции, правда, противоречат планам Медведева. Лет через 20 уйдут из жизни сливки советской интеллигенции, а в наследство останется гнилая система образования. Сегодня ни один из российских университетов не входит в список 100 лучших учебных заведений мира, резко сократилось количество печатных научных трудов и журналов. Согласно рейтингу Мирового экономического форума, по развитию информационно-технологического сектора Россия находится на 74 месте в списке 132 стран.

Но самое главное, предупреждают эксперты, предприятия типа американской Силиконовой долины не рождаются с помощью государственных декретов и правительственной поддержки. Основным недостатком президентской стратегии является надежда на то, что реформа политических институтов не понадобится, а ученые придут и все изобретут сами. Медведев не собирается реформировать политическую систему сверху донизу. Но он понимает, на что способна "глупая Россия". Он уверен, что будущее принадлежит не продажным чиновникам, а новым гражданам. Так пусть победят умные россияне. Таким пожеланием заканчивается статья в Newsweek.

Плохие отметки Тони Хейворда

Прошел месяц после аварии на буровой платформе в Мексиканском заливе, но компании British Petroleum пока не удается остановить разлив нефти. По оценкам специалистов, результатом может стать самая крупная экологическая катастрофа в истории Соединенных Штатов. BP взяла на себя ответственность за происшедшее и пообещала принять все возможные меры. Newsweek оценивает деятельность управляющего компанией Тони Хейворда в это непростое время – и приходит к неутешительным выводам. С самого начала создавалось впечатление, что руководитель BP не сознает всей серьезности положения. Он сам признал, что компании, вероятно, надо было лучше подготовиться к чрезвычайным ситуациям. Сначала Хейворд пытался представить себя и British Petroleum в роли жертвы, как бы забыв, что истинными жертвами были море, его обитатели, погибшие при катастрофе сотрудники, рыбаки, потерявшие источник дохода, туристическая индустрия. Руководитель BP отказывался признать подлинный масштаб катастрофы и утверждал, что такому крупному водоему как Мексиканский залив вряд ли угрожает серьезная опасность.

Наверно, любой руководитель компании в такой ситуации постарается приуменьшить размер нанесенного ущерба. Однако, слушая Хейворда, создается впечатление, что он не понимает, какой ущерб нанесен самой British Petroleum и акционерам компании. И виной тому не только технологическая катастрофа, но и плохая организация ликвидации ее последствий. Что требуется от руководителя компании в момент кризиса? Четкая оценка ситуации, умение сохранять спокойствие, способность создавать атмосферу доверия, как словами, так и действиями. Тони Хейворд провалился по всем статьям, - считает Newsweek.

Эпоха "запрета" и ее наследие


"Сухой закон", действовавший в Америке с 1919 по 1933 год, стал убедительным свидетельством того, что если алкоголь скверно действует на мораль общества, то его запрет оказывается еще хуже. Time публикует рецензию на книгу Дэниела Окрента "Последний звонок: взлет и падение сухого закона". 18-я поправка к конституции США, запрещающая производство и продажу алкоголя, превратила людей, любивших пропустить рюмку, в преступников, а священников и врачей в лжецов, и создала основу для рождения мафии. Движение, ставившее своей целью "отрезвить" общество, возникло еще в 30 годах 19 века. И это понятно: тогда среднестатистический американец выпивал 1.7 бутылки крепкого алкоголя в неделю - в три раза больше, чем сегодня. Однако крестовый поход против пьянства был обречен на неудачу. Границы Америки слишком протяженны, ее предприниматели слишком изобретательны, а жажда слишком велика, чтобы остановить поток контрабандного спиртного, которое привозили по железной дороге, по морю, самолетом или в автомобиле.

В какой-то мере запрет работал – потребление спиртного сократилось. Но в то же время сухой закон способствовал росту преступности и укреплению лицемерия. Он лишил государство дохода, нарушил действие политической системы и ограничил права человека. Самыми успешными памятниками эпохи запрета стали институт вашингтонских лоббистов и Лас Вегас, который был создан на средства тех, кто разбогател на контрабанде спиртного, - заключает Time.