Бакиевы поговорили на Youtube

Запрос в Интерпол на розыск Максима Бакиева

В Интернете, на сервере Youtube, появилась запись телефонного разговора между людьми, похожими на сына свергнутого президента Киргизии Курманбека Бакиева Максимом и брата президента Жаныша.

Записанный и выложенный в сети разговор продолжается 35 минут. В ходе разговора собеседники обсуждают возможные выступления своих сторонников, после которого семья Бакиева вернет себе власть. Для этого, как полагает Максим Бакиев, достаточно 500 "отморозков", которые по аналогии со штурмом 7 апреля, возьмут Дом правительства. Максим Бакиев при этом отмечает, что эти штурмовики будут не более легитимны, чем те, которые привели к власти временное правительство, но проблемы он в этом не видит. Можно, говорит он, просто захватить власть, выпустить несколько декретов, таким образом "опустить этих" (имеется в виду временное правительство) и уйти. С другой стороны, он в разговоре допускает и такой вариант: новые бунтовщики передадут власть легитимной власти, под каковой в разговоре предполагается семья Бакиевых. Максим же берет на себя финансирование всех возможных событий и убеждает дядю отказаться от идеи какого-то участия в будущих парламентских выборах, над которой тот, видимо, размышлял.

В ходе разговора собеседники вспоминают по именам и прозвищам возможных сподвижников и организаторов, среди которых значится некий "Василий Иванович" – человек, явно близкий к киргизским спецслужбам, в частности, к группе "Альфа". Обсуждается также возможное поведение России. В этой связи Максим Бакиев полагает, что Кремль уже разочарован ходом событий в Киргизии после смены власти. И вообще, по его мнению, никакая парламентская республика в Киргизии не нужна, поскольку Москву интересует один человек у власти, который, с одной стороны, будет контролировать ситуацию, а с другой, будет лоялен Кремлю. В этой связи Максим Бакиев полагает, что идеальной фигурой для России мог бы стать сам Жаныш Бакиев, поскольку, как, смеясь, говорит сын президента, он в погонах и пьет водку. При этом Максим Бакиев отмечает, что его отец от дальнейшей борьбы устраняется.

Из разговора следует, что за пределами Киргизии находится не только Максим Бакиев, но и Джаныш, который о своем пребывании в Джалал-Абаде вспоминает в прошедшем времени. Да и вообще, как явствует из его слов, он пользуется достаточной свободой передвижения не только по республике, но и по региону. В разговоре он сообщает Максиму Бакиеву, что нужным людям он может назначить встречу в Узбекистане или Казахстане.

Впрочем, главный редактор "Ферганы.Ру" Даниил Кислов не берется точно установить, при каких обстоятельствах мог быть записан этот разговор.

- Судя по фрагментам разговора, и Жаныш, и Максим находились вне территории Киргизии. Видимо, это запись была сделана до того, как 19 мая начались волнения на юге Киргизии. И, да, получается, что Жаныш Бакиев пользуется достаточной свободой передвижения. Даже если в ходе разговора он находился еще на родине, то проблем с пересечением границы у него не все равно было, потому что пограничники до свержения Бакиева подчинялись ему, поскольку он был "серым кардиналом" всех силовых структур. Поэтому эскорт его джипов, я думаю, пропустили бы где угодно.

- На любом участке границы, не только на юге республики?

- Преимущественно, думаю, на южном, поскольку Джалал-Абадская область - это вотчина Бакиевых, и там они всегда себя чувствовали очень вольготно. Впрочем, я не думаю, что ему было бы легко встретиться с кем-то на узбекской территории, поскольку сейчас Узбекистан очень пристально следит за этой ситуацией.

Киргизский политолог Нур Омаров согласен с тем, что такая свобода перемещения становится политическим фактором. Ведь многие исходили из того, что Жаныш Бакиев загнан в угол, в связи с чем вопрос состоит либо в его устранении, либо в избавлении от его присутствия тем же способом, который избавились от брата-президента.

- Уже достаточно давно ходит информация о том, что при всех разговорах о неуловимости Жаныша Бакиева он, скорее всего, находится на территории Узбекистана, граничащей с Джалал-Абадской областью, и обладает достаточно высокой свободой перемещения. Несмотря на формальное закрытие киргизских границ с Казахстаном и Узбекистаном, отмечались факты свободного перехода тех, кто желал эту границу пересечь. Я думаю, что Жаныш Бакеив - не исключение. И я не думаю, что, например, со стороны Узбекистана или Казахстана это – элемент политической игры. Это вопрос продажности пограничных служб.

Говоря о политическом значении мобильности, которой пользуется Жаныш Бакиев и другие противники временного правительства, Даниил Кислов отмечает, что его с самого начала удивляла позиция временного правительства по этому вопросу.

- Я беседовал с некоторыми представителями временного правительства, в том числе с Эдилем Байсаловым, руководителем секретариата, который на вопрос о свободном перемещении Бакиевых отвечал так: "У нас много других проблем сейчас, и эта - на пятом плане". Я думаю, что это была большая ошибка. И милиция, и армия, и пограничники, и СНБ долгое время, практически до сих пор, находятся в таком деморализованном состоянии. Они мечутся, они не знают, к кому примкнуть. К новой власти? Она еще не очень сильно укрепилась. Или к своим прежним руководителям, которые все еще достаточно сильны? И мы видим по нынешним событиям в Киргизии, что их участие в них несомненно.

- Насколько реалистичными вам представляются построения Максима Бакиева насчет того, что 500 "отморозков" могут в "жестком стиле" отобрать власть у временного правительства,

- Я услышал в этом тот же хамский апломб, с которым Бакиевы и правили. Даже потеряв власть, они абсолютно уверены в том, что людьми и обществом можно манипулировать, и достаточно группки бандитов для того, чтобы перевернуть все опять в свою пользу. Они, видимо, оторваны от реальности, они не понимают до сих пор, что на самом деле там произошло, и не понимали.

Нур Омаров полагает, что риски, которым подвергается сегодня временное правительство, лежат в другой плоскости.

- Главное - это проблема легитимности временного правительства. Достаточно вспомнить последние саммиты СНГ и ОДКБ, состоявшиеся в Москве, где, по сути дела, киргизская делегация не участвовала. Скорее всего, изоляция Киргизии из-за нелегитимности временного правительства, будет продолжаться. На мой взгляд, временное правительство допустило в самом начале серьезную ошибку, распустив волевым решением парламент, который мог бы хотя бы формально легитимизировать его на переходный период. И в этих условиях угроза пробакиевских выступления возрастает: семья свергнутого президента обладает значительными финансовыми ресурсами и значительным количеством сторонников. Причем, что особенно опасно, в силовых ведомствах, поскольку на протяжении последних пяти лет происходила их целенаправленная подпитка Бакиевыми. Я думаю, что этот фактор будет играть очень серьезную роль, по крайней мере, до осени текущего года. Очередной виток напряжения, безусловно, начнется после проведения парламентских выборов, поскольку очень многие будет не согласны с их результатами, и это вызовет, безусловно, новую волну возмущений, митингов и гражданского противостояния. Что же касается планов Бакиева, изложенных в разговоре с дядей, я думаю, что это, конечно, натяжка. В апреле и начале мая порядок в Бишкеке обеспечивали порядка 6-7 тысяч народных дружинников, не считая сил официального правопорядка. Поэтому, я думаю, что вот 500 человек не смогут устроить что-то радикальное. Для этого требуется гораздо большее количество сторонников Бакиева.

Представители киргизской власти практически сразу признали подлинность опубликованного разговора. Между тем, вопросы вызывают не только обстоятельства , при которых была сделана запись, в частности, тот факт, что с большой долей вероятности собеседники находились вне территории республики, но и сам характер разговора. Максим Бакиев словно отдает распоряжения дяде, он активен и инициативен, он ставит его в известность относительно своих планов, которые он прорабатывал без его участия. Жаныш Бакиев же заведомо играет роль пассивного слушателя, который отвечает односложно, соглашаясь со всем, что говорит племянник, выражая полную готовность действовать в указанном русле.

Даниила Кислова такое распределение ролей удивило:

- Во-первых, Максим гораздо младше своего дяди, а почтение к старшим здесь принято выражать даже на бытовом уровне. Кроме того, всегда между Максимом и Жанышем была конкуренция за влияние на Курманбека Бакиева. В разговоре же Максим ведет себя, как мозговой центр, как организатор, рекомендующий дяде, как проводить операции против новой власти. Возможно, это связано с тем, что он находится в абсолютной безопасности и знает, что сам в этих процессах никакого участия принимать не собирается, перекладывая все на плечи дяди и других родственников. А Жаныш, возможно, сам не очень хорошо знает, что ему делать и просто выслушивает Максима.

Нур Омаров тоже вспоминает о былой конкуренции между дядей и племянником, в такой нелогичности в сюжете разговора, видит признаки возможной фальсификации записи.

- Сегодня вообще происходит массовый вброс телефонного компромата в информационное пространство Киргизии и соседних республик. Я думаю, что определенная его часть вполне может быть сфальсифицирована для того, чтобы скомпрометировать своих политических противников перед парламентскими выборами.

- И тем не менее, некоторые высказывания человека, голос которого похож на голос Максима Бакиева, небезынтересны – в частности, когда речь идет о России. Упоминаются какие-то якобы высокопоставленные российские чиновники, которые заинтересованы в возвращении Бакиева, которые разочарованы в том, что случилось в апреле. Что может иметься в виду?

- Я думаю, что здесь приводится мнение не самых влиятельных российских политиков, которые тем или иным образом были аффилированы с бизнесом Максима Бакиева и с семьей Бакиевых. Я думаю, что эти политики не имеют, на мой взгляд, выраженного влияния на ту политику, которую сегодня проводит Кремль по отношению к Киргизии. Это некие попытки утащить уходящий поезд в обратном направлении.