"Страсти Господни" в Баварских Альпах

Сцена из спектакля "Страсти Господни"

Мало кто в театральном мире может похвастаться так долго сохраняемой традицией, как жители альпийской баварской деревни Обераммергау. Как и их предки 376 лет назад, они разыгрывают историю пяти последних земных дней Христа – в рамках фестиваля, который проходит в нынешнем году с 15 мая по 3 октября.

Перед началом каждого представления юный житель Обераммергау произносит: "В память о клятве, которую дали наши предки, выполняя их обещание, мы, жители Обераммергау, разыгрываем в 2010 году "Страсти Господни"!"

...В 1633 году обитатели Обераммергау молились об избавлении от чумы. Они поклялись, если чума обойдет это место стороной, регулярно устраивать спектакль-мистерию "Страсти Господни". Ни одного случая чумы в Обераммергау не было, и первое представление спектакля "Страсти Господни" состоялось в 1634 году. С тех пор жители Обераммергау раз в 10 лет разыгрывают историю последних дней Христа. 10-летний ритм окончательно установлен с 1680 года и с тех пор ни разу не нарушался. А в 1934 и 1984 годах были дополнительно устроены специальные представления в честь 300-летнего и 350-летнего юбилеев самой традиции.

В Обераммергау время течет по-особому. Здесь жители спрашивают иногда, знакомясь: "Ваши дети родились до последнего фестиваля или после?"

Первые десятилетия спектакль "Страсти Господни" был событием местного значения. Но в XIX веке на представлении побывали все баварские короли, а Людвиг II в память об этом событии приказал возвести на близлежащей горе мраморное распятие Христа. После этого "Пассионсшпиле" – в буквальном переводе с немецкого "Страстные игры" – стали постепенно приобретать международную известность.

В наши дни, сообразно с духом времени, этот проходящий раз в десять лет фестиваль – дело коммерческое. Полгода репетиций – и труппа, где только исполнители главных ролей имеют дублеров, играет в неделю по пять спектаклей продолжительностью более пяти часов каждый. Правда, не подряд: между двумя частями есть большая пауза, а финал спектакля приходится, с разрешения властей, на полночь, дабы можно было играть сцену распятия на фоне ночного неба при свете прожекторов.

У этого спектакля много особенностей. Например, его играют только местные жители – актеры-любители числом более двух с половиной тысяч (а всего в Обераммергау живут 5,6 тысячи человек). В спектакле участвует живой осел, на котором Иисус въезжает в Иерусалим. Абсолютно не используются парики – за полтора года до представления мужчины Обераммергау обязаны перестать стричься и бриться и свято выполняют это условие. Представления проходят в специально построенном театре, где зрители сидят под крышей, но сама сцена остается под открытым небом и действие разыгрывается при любой погоде. Костюмы героев, их внешность – всё должно соответствовать тому, что известно из Евангелия о жизни Христа. По этому поводу между жителями иногда возникают "творческие споры".

С 1986 года фестиваль в целом и создание спектакля возглавляет ныне 49-летний, а в момент назначения – самый молодой в истории этих представлений руководитель Кристиан Штюкль. Он говорит:

– До сих пор у нас не окончены споры о том, как должен выглядеть Христос. Одни убеждены, что он обязательно должен быть темноволосым, так как все происходит на Ближнем Востоке. Другие говорят, что он мог быть при этом и блондином. Но как Иисус выглядел на самом деле? Мы не знаем.

Постановщик спектакля прав: как на самом деле выглядел Иисус, мы не знаем. А вот как выглядит спектакль в Обераммергау можно увидеть на интернет-странице фестиваля, на которой представлены важнейшие сцены этого уникального представления.

Споры спорами, но так как в спектакле нет париков, Иисус нынешнего фестиваля в исполнении Андреаса Рихтера – светловолос. Андреас Рихтер работает детским психологом. Что из роли останется в нем, станет частью его самого?

– Я думаю, многое, хотя пока из-за интенсивных репетиций не было времени об этом подумать, сейчас пока все у нас и вокруг нас – это страсти, – говорит Андреас Рихтер.

Нынешний фестиваль в Обераммергау – 41-й по счету. Десять лет назад на фестивале, заявки на посещение которого приходят со всего мира, был аншлаг. Нынешнему – из-за кризиса – недостает традиционных заявок из США. И, тем не менее, организаторы не сомневаются, что сто представлений "Страстей" посмотрят не менее полумиллиона человек.

(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы – дневной выпуск".)