Катынское дело ждет имен

Владимир Путин и Дональд Туск в Катыни

26 мая российское правозащитное общество "Мемориал" обратилось к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой поручить Генеральной прокуратуре проверить качество расследования так называемого "катынского уголовного дела".

Дело о массовых расстрелах около 22 тысяч польских граждан в катынском лесу в 1940 году было закрыто Главной военной прокуратурой в 2004-м. Правозащитники обращают внимание на тот факт, что среди виновных в этом преступлении, по версии Главной военной прокуратуры, не оказалось Сталина. Вот что рассказал Радио Свобода координатор польских программ "Мемориала" Александр Гурьянов:

- В начале марта мы обратились к президенту с письмом в связи с 70-летием катынского преступления. И в этом письме мы перечислили меры, которые, с нашей точки зрения, необходимы для разрешения катынской проблемы в России - чисто юридические меры. В частности, мы считали необходимым возобновление расследования катынского преступления и поименную реабилитацию всех расстрелянных в соответствии с действующим российским законом о реабилитации жертв политических репрессий. Это обращение администрация президента передала в Главную военную прокуратуру. И вот Главная военная прокуратура нам на него ответила.

ГВП повторяет свою позицию, которая нам уже была давно известна: прокуратура дала катынскому преступлению свою квалификацию, совершенно произвольную. И совершенно произвольно прокуратура определила круг лиц, ответственных за совершение этого преступления. Виновными прокуратура признала всего лишь несколько лиц из руководящего состава НКВД. И квалифицировала их действия как превышение власти.

- И вас возмущает то, что в этом списке нет высших руководителей советского государства того времени?

- Мы считаем, что это очевидным, вопиющим образом противоречит самой сути этого преступления. Поскольку опубликовано решение Политбюро и все документы, определившие это решение, все подготовительные документы. Опубликованы многократно за последние 18 лет. Последний раз они были опубликованы на общедоступном сайте Федерального архивного агентства по указанию президента. На этих документах имеются подписи Сталина, Ворошилова, Молотова, Микояна и отметки о голосовании "за" Кагановича и Калинина. Эти подписи и сами документы подтверждают, что основными участниками этого преступления - собственно, его инициаторами - были данные люди, которые и распорядились о расстреле польских граждан без всякого суда и предъявления обвинительного заключения. Они и являются главными виновниками. Прокуратура же в состав виновных их не включила. В состав виновных прокуратура включила только нескольких руководителей ведомственного уровня, НКВД.

- И вы хотите, чтобы Главная военная прокуратура заново рассмотрела это дело и в числе обвиняемых появились эти фамилии?

- Мы считаем, что необходимо, чтобы в числе обвиняемых появились главные виновники. В связи с этим была бы отменена эта издевательская квалификация - "превышение власти". Ведь ссылаясь на эту квалификацию, прокуратура утверждает, что это уголовное преступление и к нему применим срок давности. А возобновление расследования абсолютно необходимо. Прокуратура в том следствии, которое было прекращено в 2004 году, не выполнила одну из важнейших задач любого следствия, а именно: определение и установление полного состава всех потерпевших, то есть жертв расстрела. Сейчас прокуратура нам заявляет, что невозможно реабилитировать конкретных военнопленных, расстрелянных в Катыни и других местах - поскольку якобы не сохранились документы, которые позволяют установить, что именно данное лицо было тогда расстреляно. Это не соответствует действительности. Такие документы сохранились.

- Почему "Мемориал" выбрал именно такую форму обращения к высшему лицу государства, президенту Дмитрию Медведеву? Каковы шансы на то, что президент прислушается?

- Нынешнее обращение является уже вторым. Ответ на первое обращение мы получили от прокуратуры. И этот ответ входит в разительное противоречие с заявлениями и президента, и премьер-министра, которые были сделаны в апреле и мае по катынскому делу. Это заявления, из которых однозначно следует: катынский расстрел, расстрел польских военнопленных - преступление тоталитаризма; виновниками указаны Сталин и сталинское руководство. Тут имеется совершенное ясное противоречие между позицией прокуратуры и этими заявлениями. Мы не знаем, является ли это противоречие мнимым или действительным. Во всяком случае, оно налицо.

- Как вы полагаете, в чем причина этих противоречий? Почему действия Главной военной прокуратуры расходятся с официальными заявлениями российских властей?

- Возможно, причина в инерционности. Поскольку до этих заявлений президента, премьера и других официальных лиц, в частности, руководителя Росархива, которые прозвучали в апреле-мае, в течение полутора десятков лет царило полное молчание. Любые официальные органы всячески избегали высказываться на тему катынского преступления. В этой атмосфере молчания никакой реакции не встречали попытки сталинистов возродить старую советскую версию, фальсифицированную - согласно которой расстрел был произведен немцами. Главная военная прокуратура на протяжении этих полутора десятков лет тоже придерживалась позиции умолчания и всяческого затушевывания этого вопроса. Возможно, инерционность Главной военной прокуратуры до сих пор сказывается.