В московской галерее "Дом Нащокина" открылась выставка работ Тонино Гуэрры. На нее прибыл сам Мастер.
Тонино Гуэрра – поэт, писатель, художник, автор сценариев фильмов Феллини, Антониони, Рози, Витторио де Сики, Джузеппе де Сантиса, Бертолуччи, Тео Ангелопулоса, Андрея Тарковского, Андрея Хржановского. Кстати, только что вышел в свет журнал "Киносценарии", посвященный его литературному творчеству. И вот Гуэрре недавно исполнилось 90 лет; сперва поздравлять его в Италию ездили российские друзья, потом он сам прибыл в Петербург, теперь - в Москву.
На улице сыро и серо, на стене галереи Нащокина шаловливые ручонки намалевали свастику, а внутри – солнечно, мирно, ласково. В нескольких маленьких залах - работы Тонино Гуэрры последних пяти лет. Здесь изумительная керамика, занавески с рисунками, своеобразная "Камасутра" - графические листы с эротическими сценками, сопровождаются они текстами самого Гуэрры. Например, такими: "Близка уж цель. Желанную свою успели вы раздеть, и обнаженной, только очень тихо, должны напомнить, что птицы от дождя под ветками дерев скрываются".
Рядом с графикой - необыкновенные живописные работы, напоминающие фрески. Как они сделаны, объясняет друг Гуэрры, художник Сергей Бархин. Он говорит, что этой технологии Тонино учился у него:
– Он спросил: "Как ты делаешь?" Я говорю: "Я смешиваю землю с клеем и накладываю на доску или на холст". Потом он мне звонит: "Я у тебя украл". А потом я увидел.... У него все легко выходит из-под руки. Если бы он был чуть-чуть постарше, то был бы в компании с Моранди, даже с Кирико, может быть (художники, представители итальянского ветви метафизической живописи. – РС.). Игровой человек, без трагической зауми.
Рядом с работами расположены листы с текстами, сочиненными друзьями Тонино Гуэрры. Обозреватель РС просит Сергея Бархина прочитать те слова, которые он написал про дом Мастера:
– В доме, в саду и вокруг, множество простых и интересных вещей. Огромные клетки без птиц, но полные цветных филимоновских и вятских игрушек. Тонино с волнением относится к России. Сад позабытыми итальянцами деревьев. Тонино боготворит природу. Рядом - домик, как маленькая часовня, посвященная Андрею Тарковскому. Тонино восторгается Тарковским. Сад каменных символов для медитаций. Тонино любит Восток. Картины и пастели де Кирико, Антониони, Рустама и самого Тонино. Цветные рельефы и просто старые черепицы. Тонино - человек искусства. Ковры, восточные ткани как у любителя-ориенталиста. Множество книг и неразобранных рукописей. Глаза разбегаются.
В работах Гуэрры можно углядеть мизансцены Шагала и Пиросмани, длинные модильяниевские шеи, чернокожих красавиц Гогена, переплетения старинных орнаментов, но главное – поэтический и живописный мир самого Гуэрры. Наталья Рюрикова, глава галереи "Дом Нащекина", говорит так:
– На мой взгляд, гениальные работы. Это так волнует сердце и душу, это так красиво, это так совершенно!
Гуэрра приехал в Москву, чем-то отравился, чувствовал себя неважно, и Лора - его Муза – очень оберегала супруга от блицев камер, от микрофонов и расспросов. Все же он успел рассказать, что художников любит разных – от Пьеро делла Франчески и Джотто до французских импрессионистов и Малевича; что русские женщины так красивы, потому что в их глазах есть культура; что Россию он любит по-прежнему, но у нее появился "ошибочный бог" - деньги, и это заметнее, чем в других странах. Из российских режиссеров, с которыми хотел бы работать, назвал имена Сокурова и Германа.
- Не режиссеры изменились, а мир. Он лишился поэзии, – так сказал Тонино Гуэрра. А потом добавил:
– Я уверен, что скоро все изменится к лучшему.
Тонино Гуэрра – поэт, писатель, художник, автор сценариев фильмов Феллини, Антониони, Рози, Витторио де Сики, Джузеппе де Сантиса, Бертолуччи, Тео Ангелопулоса, Андрея Тарковского, Андрея Хржановского. Кстати, только что вышел в свет журнал "Киносценарии", посвященный его литературному творчеству. И вот Гуэрре недавно исполнилось 90 лет; сперва поздравлять его в Италию ездили российские друзья, потом он сам прибыл в Петербург, теперь - в Москву.
На улице сыро и серо, на стене галереи Нащокина шаловливые ручонки намалевали свастику, а внутри – солнечно, мирно, ласково. В нескольких маленьких залах - работы Тонино Гуэрры последних пяти лет. Здесь изумительная керамика, занавески с рисунками, своеобразная "Камасутра" - графические листы с эротическими сценками, сопровождаются они текстами самого Гуэрры. Например, такими: "Близка уж цель. Желанную свою успели вы раздеть, и обнаженной, только очень тихо, должны напомнить, что птицы от дождя под ветками дерев скрываются".
Рядом с графикой - необыкновенные живописные работы, напоминающие фрески. Как они сделаны, объясняет друг Гуэрры, художник Сергей Бархин. Он говорит, что этой технологии Тонино учился у него:
– Он спросил: "Как ты делаешь?" Я говорю: "Я смешиваю землю с клеем и накладываю на доску или на холст". Потом он мне звонит: "Я у тебя украл". А потом я увидел.... У него все легко выходит из-под руки. Если бы он был чуть-чуть постарше, то был бы в компании с Моранди, даже с Кирико, может быть (художники, представители итальянского ветви метафизической живописи. – РС.). Игровой человек, без трагической зауми.
Рядом с работами расположены листы с текстами, сочиненными друзьями Тонино Гуэрры. Обозреватель РС просит Сергея Бархина прочитать те слова, которые он написал про дом Мастера:
– В доме, в саду и вокруг, множество простых и интересных вещей. Огромные клетки без птиц, но полные цветных филимоновских и вятских игрушек. Тонино с волнением относится к России. Сад позабытыми итальянцами деревьев. Тонино боготворит природу. Рядом - домик, как маленькая часовня, посвященная Андрею Тарковскому. Тонино восторгается Тарковским. Сад каменных символов для медитаций. Тонино любит Восток. Картины и пастели де Кирико, Антониони, Рустама и самого Тонино. Цветные рельефы и просто старые черепицы. Тонино - человек искусства. Ковры, восточные ткани как у любителя-ориенталиста. Множество книг и неразобранных рукописей. Глаза разбегаются.
В работах Гуэрры можно углядеть мизансцены Шагала и Пиросмани, длинные модильяниевские шеи, чернокожих красавиц Гогена, переплетения старинных орнаментов, но главное – поэтический и живописный мир самого Гуэрры. Наталья Рюрикова, глава галереи "Дом Нащекина", говорит так:
– На мой взгляд, гениальные работы. Это так волнует сердце и душу, это так красиво, это так совершенно!
Гуэрра приехал в Москву, чем-то отравился, чувствовал себя неважно, и Лора - его Муза – очень оберегала супруга от блицев камер, от микрофонов и расспросов. Все же он успел рассказать, что художников любит разных – от Пьеро делла Франчески и Джотто до французских импрессионистов и Малевича; что русские женщины так красивы, потому что в их глазах есть культура; что Россию он любит по-прежнему, но у нее появился "ошибочный бог" - деньги, и это заметнее, чем в других странах. Из российских режиссеров, с которыми хотел бы работать, назвал имена Сокурова и Германа.
- Не режиссеры изменились, а мир. Он лишился поэзии, – так сказал Тонино Гуэрра. А потом добавил:
– Я уверен, что скоро все изменится к лучшему.