После того, как новым премьер-министром страны стал консерватор Дэвид Кэмерон, в Британии появились предложения поместить над входом в Итон-колледж надпись "поставщики премьер-министров Ее Величества". Кэмерон стал 19-м британским премьером, окончивших эту знаменитую школу для мальчиков.
Выпускники Итона – основанной в 1440 году частной мужской школы – на протяжении пяти столетий формируют политическую и культурную элиту Соединенного Королевства. Итон считается самой престижной из его девяти старейших привилегированных частных школ. По традиции там учатся члены королевской семьи и отпрыски британской аристократии. Будущий король Великобритании принц Уильям и его брат принц Гарри окончили Итон.
В школу принимаются мальчики в возрасте 13 лет. Ну и, конечно, родители должны быть готовы оплачивать учебу своих детей в размере 29 тысяч фунтов в год (это примерно 42 тысячи долларов). Школьная униформа почти без изменений сохраняется в Итоне с викторианских времен - сюртук с жилеткой и полосатыми брюками напоминают костюм джентльмена XIX века, ношение цилиндров было отменено только в 60-е годы прошлого века.
В Итоне 1200 учащихся. Через Итон прошла целая череда будущих премьер-министров – от Роберта Уолпола и Уильяма Питта до Энтони Идена, Гарольда Макмиллана, Алека Дуглас-Хьюма и нынешнего премьера Дэвида Кэмерона. Среди выпускников Итона немало знаменитых писателей - начиная с Генри Филдинга и Перси Шелли и кончая Олдосом Хаксли и Джорджем Оруэллом. Один из столпов экономической науки, Джон Мейнард Кейнс, также был итонцем. Среди бывших учеников школы несколько фельдмаршалов. Самым знаменитым военачальником-итонцем был герцог Веллингтон. Это ему принадлежит ставшее крылатым выражение, что "битва при Ватерлоо была выиграна на игровых площадках Итона". Герцог имел в виду огромное внимание, которое в Итоне уделяют спорту и физической закалке своих питомцев. Стал ли Итон в наши дни менее элитарным, более демократичным учебным заведением, чем он был в прошлом? Директор Итон-колледжа Тони Литтл в интервью Радио Свобода так отвечает на этот вопрос.
- Нынешний Итон, конечно, отличается от той школы, которой он был в прошлом. Начать с того, что 20% учеников – каждый пятый – получает сейчас значительную финансовую помощь. Так что сейчас у нас более смешанный контингент, чем раньше, - учатся дети из семей с разным достатком, из разных социальных групп и с разным культурным бэкграундом. Однако многое из того, что определяло лицо школы и положительно себя зарекомендовало, сохраняется. Многие наши традиции всё еще актуальны. Я бы отнес к этому прежде всего очень высокие требования к ученикам и воспитание чувства ответственности за поведение и успеваемость.
- Значит ли это, что Итон стал более демократическим заведением, чем раньше?
- Школа никогда не была разновидностью демократии, по крайней мере хорошая школа. Хорошая школа – это учебное заведение, поощряющее учеников развивать в себе стремление к демократии. Если же понимать под демократичностью расширение социального состава учащихся, то это вполне можно отнести к Итону. Однако надо помнить, что у нас сохраняется очень высокая плата за обучение, если семья ученика оплачивает обучение в полном объеме самостоятельно и без субсидий.
- То есть высокая плата за обучение всё еще сохраняется в качестве социального барьера?
- Плата за обучение включает не только оплату преподавания. В нее входит и оплата жилья, питания, рекреаций, униформы, культурных программ и многого другого. Ведь ученики находятся в школе круглые сутки. Сейчас эта плата составляет 29 тысяч фунтов в год.
- Трудно ли поступить в Итон? И как это происходит?
- Прежде всего семьям будущих учеников нужно хорошенько обдумать решение отправить сына в Итон, причем обдумать за несколько лет до поступления. Учебу у нас мальчики начинают в 13-летнем возрасте. Однако зачисление в школу производится в 11-летнем возрасте – за два года до начала обучения. Так что тем семьям, которые принимают решение в последнюю минуту, нужно забыть об Итоне. В 11 лет мальчик должен прибыть в школу и пройти собеседование и отбор. Причем отбор производится из очень большого числа кандидатов. Ежегодно мы принимаем в школу 250 новых учеников. В среднем ежегодно у нас регистрируются более тысячи желающих попасть в школу. Из них не более девятисот человек можно отнести к серьезным кандидатам, которые проходят процесс отбора.
- Есть ли в Итоне ученики из России?
- В основе своей мы – британская школа. 90 процентов наших учеников живут в Британии. И только около 10 процентов прибыли из других стран. Трудно сказать по памяти сколько у нас русских учеников, но думаю, что 15 или 20.
- Будем надеяться, что у вас сейчас учатся 15 или 20 потенциальных премьер-министров России...
- Буду рад, если кто-нибудь из них займет этот пост, следуя итонской традиции.
- Чем отличается учебная программа Итона от других ведущих британских школ?
- Главное отличие в том, что мы - школа-интернат. Мальчики находятся в Итоне семь дней в неделю. Наша учебная программа растянута на целый день и всю неделю. К примеру, у нас интенсивная утренняя академическая программа, рассчитанная на неделю, - с понедельника по субботу. Но в течение трех дней академические предметы не преподаются после ланча. Оставшаяся часть дня отдается спорту и другим видам неакадемической деятельности. В оставшиеся три дня у нас также отводится время на свободные занятия. Это принципиальный метод преподавания в Итоне. Учебные предметы очень важны, мы ожидаем от учеников высокой успеваемости, но это только одна часть нашей системы обучения. Огромное внимание уделяется внеучебной активности учащихся. У них для этого имеются огромные возможности. Всё это направлено на приобретение учениками лидерских способностей и умения ладить с людьми. Мы придерживаемся хорошо рассчитанного баланса между академической и неакадемической частями образования. Думаю, что Итон силен именно этим.
- Итон – традиционно мужская школа. Намерены ли вы в будущем принимать и девочек?
- Эта идея время от времени обсуждается. Честно говоря, я бы не назвал себя фанатичным приверженцем однополого обучения. Однако история и практика доказывают, что Итон очень успешное учебное заведение именно как мужская школа. Это одна из причин его немеркнущей популярности. И если начать принимать в школу девочек, то это придется делать за счет уменьшения мест для мальчиков. Это вызвало бы огромные проблемы для многих семей и многих учеников.
- Итон славен своими традициями и ритуалами, многие из которых насчитывают столетия. Соблюдаются ли они в наше время?
- Традиции – очень важная часть обучения в Итоне, впрочем, они важны для любой школы. Существуют исторические традиции, но есть и возникшие совсем недавно. Наши традиции существуют в разной форме – гласной и негласной. Например, мы вовсе не рассказываем ученикам о 19 британских премьер-министрах, окончивших Итон. Но они прекрасно это знают, и ощущают эту традицию. Одна из сохранившихся традиций – униформа школьников. Это старомодная, сохранившаяся с XIX века форма, включающая сюртук с фалдами. Кстати, учителя носят такой же костюм. То, что сейчас на мне, - это одежда учителя Итона. Обязательный стоячий белый воротничок и белый галстук-бабочка, черный сюртук, черные полосатые брюки, черная обувь. Это очень формальный, консервативный костюм. Почему он так важен? Потому, что он играет огромную роль в создании очень сильного чувства единства и школьной идентичности, причем не только у учащихся, но и у учителей. Единая униформа сближает учителей и учеников.
- Сохранился ли в Итоне какой-то след пребывания в нем нынешнего премьер-министра Дэвида Кэмерона?
- У нас сохраняется след пребывания каждого ученика. Каждый итонец оставляет след в коллективе и школе, и наоборот – школа оставляет неизгладимый след в его жизни. Память о каждом хранится в архиве и у учителей. Кэмерон учился у нас задолго до того, как я стал директором, я не знал его в детстве, я еще не так стар.
- Как объяснить, что из всех британских школ, только Итон добился таких выдающихся успехов, превратившись в "мастерскую" по подготовке политической и культурной элиты страны? Может быть, вам известен какой-то магический прием?
- Не думаю, что существует какой-то магический прием. Но вы правы, Итон действительно уникальное учебное заведение, второго такого нет даже в Британии. Два важных момента делают его уникальным. Первый: перед мальчиками в Итоне открываются огромные возможности. Ученики могут следовать любым своим стремлениям и интересам. Например, в музыкальном классе у нас учится мальчик, который захотел играть на инструменте австралийских аборигенов под названием диджериду. Мы раздобыли для него этот инструмент и сделали все, чтобы он мог учиться на нем играть. Если ученик хочет чем-то заняться, мы всегда его поддерживаем. У мальчиков развивается ответственность за свои дела. К нам ежегодно приезжают около двухсот знаменитостей, ученых, писателей, политиков, и их приезд организуют сами ученики, а не учителя. Ученики пишут политикам, ученым или актерам и приглашают их. Они несут огромную ответственность за то, что происходит в школе. И второй уникальный момент обучения в Итоне: у нас всё подчинено вниманию к индивидуальности каждого ученика. На мой взгляд, Итон максимально подошел к методу индивидуального обучения. Это очень важный момент. Мы делаем акцент на индивидууме и его развитии, оказывая ему всемерную поддержку. Мне представляется, что педагогическая философия Итона, доказавшая свою эффективность на протяжении столетий, и в наше время остается его главным достоинством.
- Господин Литтл, огромное спасибо, как жаль, что нельзя превратиться в 13-летнего мальчика...
- Временами у меня самого возникает такое желание.
Выпускники Итона – основанной в 1440 году частной мужской школы – на протяжении пяти столетий формируют политическую и культурную элиту Соединенного Королевства. Итон считается самой престижной из его девяти старейших привилегированных частных школ. По традиции там учатся члены королевской семьи и отпрыски британской аристократии. Будущий король Великобритании принц Уильям и его брат принц Гарри окончили Итон.
В школу принимаются мальчики в возрасте 13 лет. Ну и, конечно, родители должны быть готовы оплачивать учебу своих детей в размере 29 тысяч фунтов в год (это примерно 42 тысячи долларов). Школьная униформа почти без изменений сохраняется в Итоне с викторианских времен - сюртук с жилеткой и полосатыми брюками напоминают костюм джентльмена XIX века, ношение цилиндров было отменено только в 60-е годы прошлого века.
В Итоне 1200 учащихся. Через Итон прошла целая череда будущих премьер-министров – от Роберта Уолпола и Уильяма Питта до Энтони Идена, Гарольда Макмиллана, Алека Дуглас-Хьюма и нынешнего премьера Дэвида Кэмерона. Среди выпускников Итона немало знаменитых писателей - начиная с Генри Филдинга и Перси Шелли и кончая Олдосом Хаксли и Джорджем Оруэллом. Один из столпов экономической науки, Джон Мейнард Кейнс, также был итонцем. Среди бывших учеников школы несколько фельдмаршалов. Самым знаменитым военачальником-итонцем был герцог Веллингтон. Это ему принадлежит ставшее крылатым выражение, что "битва при Ватерлоо была выиграна на игровых площадках Итона". Герцог имел в виду огромное внимание, которое в Итоне уделяют спорту и физической закалке своих питомцев. Стал ли Итон в наши дни менее элитарным, более демократичным учебным заведением, чем он был в прошлом? Директор Итон-колледжа Тони Литтл в интервью Радио Свобода так отвечает на этот вопрос.
- Нынешний Итон, конечно, отличается от той школы, которой он был в прошлом. Начать с того, что 20% учеников – каждый пятый – получает сейчас значительную финансовую помощь. Так что сейчас у нас более смешанный контингент, чем раньше, - учатся дети из семей с разным достатком, из разных социальных групп и с разным культурным бэкграундом. Однако многое из того, что определяло лицо школы и положительно себя зарекомендовало, сохраняется. Многие наши традиции всё еще актуальны. Я бы отнес к этому прежде всего очень высокие требования к ученикам и воспитание чувства ответственности за поведение и успеваемость.
- Значит ли это, что Итон стал более демократическим заведением, чем раньше?
- Школа никогда не была разновидностью демократии, по крайней мере хорошая школа. Хорошая школа – это учебное заведение, поощряющее учеников развивать в себе стремление к демократии. Если же понимать под демократичностью расширение социального состава учащихся, то это вполне можно отнести к Итону. Однако надо помнить, что у нас сохраняется очень высокая плата за обучение, если семья ученика оплачивает обучение в полном объеме самостоятельно и без субсидий.
- То есть высокая плата за обучение всё еще сохраняется в качестве социального барьера?
- Плата за обучение включает не только оплату преподавания. В нее входит и оплата жилья, питания, рекреаций, униформы, культурных программ и многого другого. Ведь ученики находятся в школе круглые сутки. Сейчас эта плата составляет 29 тысяч фунтов в год.
- Трудно ли поступить в Итон? И как это происходит?
- Прежде всего семьям будущих учеников нужно хорошенько обдумать решение отправить сына в Итон, причем обдумать за несколько лет до поступления. Учебу у нас мальчики начинают в 13-летнем возрасте. Однако зачисление в школу производится в 11-летнем возрасте – за два года до начала обучения. Так что тем семьям, которые принимают решение в последнюю минуту, нужно забыть об Итоне. В 11 лет мальчик должен прибыть в школу и пройти собеседование и отбор. Причем отбор производится из очень большого числа кандидатов. Ежегодно мы принимаем в школу 250 новых учеников. В среднем ежегодно у нас регистрируются более тысячи желающих попасть в школу. Из них не более девятисот человек можно отнести к серьезным кандидатам, которые проходят процесс отбора.
- Есть ли в Итоне ученики из России?
- В основе своей мы – британская школа. 90 процентов наших учеников живут в Британии. И только около 10 процентов прибыли из других стран. Трудно сказать по памяти сколько у нас русских учеников, но думаю, что 15 или 20.
- Будем надеяться, что у вас сейчас учатся 15 или 20 потенциальных премьер-министров России...
- Буду рад, если кто-нибудь из них займет этот пост, следуя итонской традиции.
- Чем отличается учебная программа Итона от других ведущих британских школ?
- Главное отличие в том, что мы - школа-интернат. Мальчики находятся в Итоне семь дней в неделю. Наша учебная программа растянута на целый день и всю неделю. К примеру, у нас интенсивная утренняя академическая программа, рассчитанная на неделю, - с понедельника по субботу. Но в течение трех дней академические предметы не преподаются после ланча. Оставшаяся часть дня отдается спорту и другим видам неакадемической деятельности. В оставшиеся три дня у нас также отводится время на свободные занятия. Это принципиальный метод преподавания в Итоне. Учебные предметы очень важны, мы ожидаем от учеников высокой успеваемости, но это только одна часть нашей системы обучения. Огромное внимание уделяется внеучебной активности учащихся. У них для этого имеются огромные возможности. Всё это направлено на приобретение учениками лидерских способностей и умения ладить с людьми. Мы придерживаемся хорошо рассчитанного баланса между академической и неакадемической частями образования. Думаю, что Итон силен именно этим.
- Итон – традиционно мужская школа. Намерены ли вы в будущем принимать и девочек?
- Эта идея время от времени обсуждается. Честно говоря, я бы не назвал себя фанатичным приверженцем однополого обучения. Однако история и практика доказывают, что Итон очень успешное учебное заведение именно как мужская школа. Это одна из причин его немеркнущей популярности. И если начать принимать в школу девочек, то это придется делать за счет уменьшения мест для мальчиков. Это вызвало бы огромные проблемы для многих семей и многих учеников.
- Итон славен своими традициями и ритуалами, многие из которых насчитывают столетия. Соблюдаются ли они в наше время?
- Традиции – очень важная часть обучения в Итоне, впрочем, они важны для любой школы. Существуют исторические традиции, но есть и возникшие совсем недавно. Наши традиции существуют в разной форме – гласной и негласной. Например, мы вовсе не рассказываем ученикам о 19 британских премьер-министрах, окончивших Итон. Но они прекрасно это знают, и ощущают эту традицию. Одна из сохранившихся традиций – униформа школьников. Это старомодная, сохранившаяся с XIX века форма, включающая сюртук с фалдами. Кстати, учителя носят такой же костюм. То, что сейчас на мне, - это одежда учителя Итона. Обязательный стоячий белый воротничок и белый галстук-бабочка, черный сюртук, черные полосатые брюки, черная обувь. Это очень формальный, консервативный костюм. Почему он так важен? Потому, что он играет огромную роль в создании очень сильного чувства единства и школьной идентичности, причем не только у учащихся, но и у учителей. Единая униформа сближает учителей и учеников.
- Сохранился ли в Итоне какой-то след пребывания в нем нынешнего премьер-министра Дэвида Кэмерона?
- У нас сохраняется след пребывания каждого ученика. Каждый итонец оставляет след в коллективе и школе, и наоборот – школа оставляет неизгладимый след в его жизни. Память о каждом хранится в архиве и у учителей. Кэмерон учился у нас задолго до того, как я стал директором, я не знал его в детстве, я еще не так стар.
- Как объяснить, что из всех британских школ, только Итон добился таких выдающихся успехов, превратившись в "мастерскую" по подготовке политической и культурной элиты страны? Может быть, вам известен какой-то магический прием?
- Не думаю, что существует какой-то магический прием. Но вы правы, Итон действительно уникальное учебное заведение, второго такого нет даже в Британии. Два важных момента делают его уникальным. Первый: перед мальчиками в Итоне открываются огромные возможности. Ученики могут следовать любым своим стремлениям и интересам. Например, в музыкальном классе у нас учится мальчик, который захотел играть на инструменте австралийских аборигенов под названием диджериду. Мы раздобыли для него этот инструмент и сделали все, чтобы он мог учиться на нем играть. Если ученик хочет чем-то заняться, мы всегда его поддерживаем. У мальчиков развивается ответственность за свои дела. К нам ежегодно приезжают около двухсот знаменитостей, ученых, писателей, политиков, и их приезд организуют сами ученики, а не учителя. Ученики пишут политикам, ученым или актерам и приглашают их. Они несут огромную ответственность за то, что происходит в школе. И второй уникальный момент обучения в Итоне: у нас всё подчинено вниманию к индивидуальности каждого ученика. На мой взгляд, Итон максимально подошел к методу индивидуального обучения. Это очень важный момент. Мы делаем акцент на индивидууме и его развитии, оказывая ему всемерную поддержку. Мне представляется, что педагогическая философия Итона, доказавшая свою эффективность на протяжении столетий, и в наше время остается его главным достоинством.
- Господин Литтл, огромное спасибо, как жаль, что нельзя превратиться в 13-летнего мальчика...
- Временами у меня самого возникает такое желание.