Нужна ли Германии еврозона?

Свободная торговля в Европе уже не сможет выжить без евро

21 неделя 2010 года на страницах американских еженедельников.
Иран-Турция-Бразилия: тегеранское танго. Будущее Европы в руках Германии. Британия - заложница церемониала. Офис как экологическая среда.


Дипломатические успехи США и ядерные амбиции Ирана


На прошлой неделе Бразилия и Турция заключили договор с Ираном об обогащении урана на турецкой территории. Сразу после этого США объявили о согласовании с Россией и Китаем более жестких санкций в отношении Тегерана. И хотя все эти дипломатические достижения не могут помешать Ирану создать атомное оружие, они свидетельствуют о значительном изменении международного ландшафта, - считает обозреватель Time. Москве не понравилось, что она узнала о секретном ядерном объекте в городе Кум из американских источников. Кроме того, она раздражена тем, что Иран предпочел обогащать уран в Турции, а не в России. Это подогревает подозрения, что Иран и Турция планируют строительство трубопровода для транспортировки туркменского газа в Европу, что подрывает монополию России. Пекин согласовал с Ираном многомиллиардный проект в нефтяной отрасли. Однако пока иранцы подписали лишь небольшую долю соглашений.

Для Бразилии и Турции договор с одной стороны экономически выгоден, с другой – увеличивает влияние обеих стран на международной арене и в своих регионах. Москва и Пекин отдаляются от своего традиционного партнера – Тегерана. Россия, в частности, отказывается поставлять Ирану оружие и замораживает совместные проекты в области ракетных технологий. Что же до самого Ирана, он использует соглашение с Бразилией и Турцией, чтобы отсрочить или вовсе избежать ответственности, налагаемой на него договором о нераспространении ядерного оружия. Он спокойно продолжает обогащать уран до уровня, близкого к оружейному, и в ближайшем будущем не собирается останавливаться, - констатирует Time.

Нужна ли Германии еврозона?

Германия, самая крупная и успешная экономика европейского континента, должна, наконец, задать себе вопрос, каким она видит будущее Европы, - считает обозреватель Newsweek. Однако пока никто в Германии не готов признать, что богатство страны зависит от остальной Европы, которая покупает немецкие товары и пользуется услугами германских банков. Сама же Германия отказывается импортировать товары зарубежных партнеров на равных условиях и не желает повышать зарплаты и разрушать социальные барьеры, чтобы способствовать росту внутреннего потребления. На самом деле, еврозона необходима Германии гораздо больше, чем Германия – еврозоне. Свободная торговля в Европе не сможет выжить, если страны вернутся к использованию собственной валюты. Германское руководство сознает это, но не хочет рисковать симпатиями избирателей, предпочитающих слушать критику в адрес ленивых обитателей средиземноморья. Европейские лидеры согласовали ряд мер для стабилизации ситуации, но этого недостаточно. Правительства должны принимать общие решения, связанные с расходованием налоговых средств и торговлей. А это, в свою очередь, означает, что Германии придется больше импортировать и стимулировать потребительскую активность внутри страны.

Какие же меры предлагается принять Европе и Германии, чтобы выйти из тупика? Во-первых, чтобы разрешить кризис, подобный греческому, Европа должна получить больше власти над национальными правительствами. Во-вторых, чтобы удержать наплаву зону евро, Германия должна отказаться от сокращения налогов в угоду избирателям. И, наконец, чтобы добиться экономического роста в Европейском Союзе, необходимо, чтобы Германия перестала быть единственным экспортером. Чрезвычайные меры на какое-то время обуздали кризис. Но будущее ЕС омрачено слабостью руководства Германии, - предупреждает Newsweek.

Парламент Великобритании: радикальные реформы против королевской традиции


Реформа парламента, наряду с проблемой огромного государственного долга, стали в минувший вторник центральными вопросами первого заседания нового парламента Великобритании, - пишет Time. Правительство решило закрепить пятилетний срок деятельности парламента, отменив правило, согласно которому премьер-министр может по своему усмотрению назначать досрочные выборы. Планируется также референдум об изменении избирательной системы, которая будет предусматривать пропорциональные выборы в палату общин и выборность членов палаты лордов, где места передаются по наследству. Однако церемонии и традиции, которыми сопровождалось открытие парламентской сессии, вызывают опасения, что в скором времени перемены не произойдут. Тщательно продуманный и исполненный церемониал открытия и сама речь королевы могут показаться анахронизмом в современной британской демократии. Однако традиции, коренящиеся в истории страны, поддерживают политическую систему Великобритании и дают представление о том, как эта демократия развивалась, и почему реформы продвигаются столь медленно. Они напоминают об историческом противостоянии между монархом и законодателями и о конституционном разделении власти.

Cимволические ритуалы на протяжении столетий успешно сопротивляются переменам. В 1999 году Тони Блэр, бывший тогда премьер-министром, уже пытался реформировать палату лордов. Переговоры зашли в тупик, потому что парламентарии не могли решить, сколько мест в палате должна стать выборными. В речи на открытии парламента Елизавета Вторая упомянула о возможности избрания членов палаты лордов на основе пропорционального представительства. Но эти слова тоже стали традицией и звучали далеко не впервые. Что же, время покажет, произойдут ли перемены на этот раз, - размышляет Time.

"Зеленые" небоскребы

Уже несколько десятилетий идут разговоры о том, что люди освободятся от привязанности к городу, потому что развитие технологии позволит им работать дома. Однако, по имеющимся данным, такой образ жизни ведут только 4 % американцев. Остальные вынуждены проводить массу времени, добираясь до работы и обратно, простаивая в многокилометровых пробках и оставляя за собой огромный след углекислого газа. Newsweek поинтересовался у ведущих американских архитекторов их видением Нью-Йорка в 2030 году. Детали были разные, но основная концепция общая: необходимо пересмотреть транспортную сеть, снабдив ее более совершенными и скоростными поездами; создать вокруг рабочего места больше экологически чистого пространства; спроектировать здания, которые не просто будут потреблять меньше энергии, но будут сами ее генерировать. Многие эксперты считают, что начнется обратное движение из пригородов в города, ближе к месту работы.

Через 25 лет три четверти зданий в Соединенных Штатах будут новыми или обновленными. Небоскребы будут снабжены ветряными турбинами; оконные покрытия будут перерабатывать солнечную энергию в электрическую; будут созданы системы для сбора и переработки дождевой воды. Американцам придется изменить свое поведение на работе, привыкнуть выключать компьютеры, когда ими не пользуются, и не включать кондиционеры, когда на улице не жарко. А в "умных" домах будут автоматические системы для контроля. Исследования показывают, что 65 % служащих готовы участвовать в перестройке своего места работы. И если мы не знаем деталей нашей будущей жизни, ясно одно: атмосфера в офисе станет экологически более чистой, - обещает Newsweek.