- Кверху пузом рыба шла. Такая гуща была в воде. Навоз один плыл. До сих пор пахнет.
Екатерина Лушникова: Около 50 тонн навоза попали в речки Бахтинка и Чахловица в результате неконтролируемого выброса с очистных сооружений свинокомплекса агрофирмы "Дороничи". Рассказывают жители сел Бахта.
- Воняло крепко. Я в огороде работал, думаю, что такое? Начали кучу раскидывать навоза, а оказывается, произошел аварийный сброс.
- Пахло на все село. Сейчас рыбу нельзя увидеть. Она уже сдохла. Нет ее и лет 5, наверное, не будет. Конечно, люди и рыбу берут из речки, и полощут белье. Все это отпадает.
Екатерина Лушникова: Как утверждают независимые специалисты, выброс произошел из-за неотлаженности в системе очистных сооружений. По словам генерального директора агрофирмы "Дороничи" Константина Гозмана, виноват во всем так называемый "человеческий фактор".
Константин Гозман: Два слесаря, которые включили насос на поверхность, на рельеф несанкционированно, нарушив все технологии. Насос работал в течение некоторого времени без присмотра и без механизированной установки, что и повлекло попадания навозных стоков через мелиоративный канал в речку Бахтинка. Из нее уже частично попала в речку Чахловиц.
Екатерина Лушникова: Масштабы экологического бедствия попытался оценить главный государственный инспектор по охране окружающей среды Кировской области Андрей Чемоданов.
Андрей Чемоданов: По азото-аммонийному содержанию в реке Бахтинка превышение предельно допустимых концентраций в 700 с лишним раз. По реке Чахловица по азото-аммонийному превышение ПДК в 260 раз. Что касается, скажем, воздействия, учитывая, что это органика, что это где-то осядет и очистится в силу естественных процессов, это может повлиять, скажем, на более интенсивные процессы старения водоемов.
Екатерина Лушникова: Рассказывает прокурор Октябрьского района Кирова Алексей Шевнин.
Алексей Шевнин: Возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 250-й Уголовного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за загрязнение вод, повлекших массовую гибель животных. По данной статье предусмотрено наказание до 2 лет лишения свободы. В настоящее время ведется расследование.
Екатерина Лушникова: Между тем, это далеко не единственный случай загрязнения вод за последнее время. В другом районе Кирова от сброса стоков неустановленного пока промышленного предприятия пострадала речка Плоская – приток Вятки. Рассказывает эколог, координатор общественной организации "Хранители Вятки" Григорий Поскребышев.
Григорий Поскребышев: Мы наблюдали следующую картину. Правый берег реки Плоской полностью усеян мальком рыбы. А крупная рыба стоит. Когда ее пытаешься чем-то достать, хотя бы палкой для того, чтобы пусть выше или ниже по течению в саму Вятку, т она вообще никак не реагирует. Такое ощущение, что она одурманена что ли. Мы поднялись выше по течению, соответственно увидели такую картину – серая жижа, там рыба прыгает вверх, уже полуживая, для того чтобы, видимо, подышать. Явно она не от хорошей жизни так делает.
Екатерина Лушникова: Не очень хорошая жизнь настала в Кирове не только для рыб, но и для людей. В начале мая 500-тысячный город на пять дней остался без питьевой воды. Обычная вода из под крана была объявлена опасной для здоровья из-за того, что в Вятку попали химические отходы из отстойников Кирово-Чепецкого химкомбината. Виновные в этом экологическом преступлении так и не были установлены и привлечены к административной или уголовной ответственности.