Эксперт Михаил Войтенко – о целях "флотилии мира"

Михаил Войтенко

Совет безопасности ООН осудил действия Израиля в Средиземном море захват "флотилии мира", во время которого погибли как минимум десять человек. Премьер-министр Турции Тайип Эрдоган пообещал не оставить действия Израиля безнаказанными, а Россия и Евросоюз потребовали провести полное и беспристрастное расследование инцидента. Главный редактор "Морского бюллетеня" Михаил Войтенко считает, что инцидент в Средиземном море напоминает хорошо спланированную провокацию, которая вряд ли предполагала доставку гуманитарного груза в сектор Газа.

– Подойдем к вопросу о перевозке гуманитарных грузов по-деловому, – говорит Михаил Войтенко. – Флагман Mari Marmara не паром, как многие сейчас пишут, а пассажирское судно – так он проходит по главной базе данных мирового торгового флота. Он и не выглядит как паром, на который обычно можно погружать колесную технику. Это чистой воды пассажирский теплоход.
Флотилия проигнорировала предупреждение израильских ВМС о недопустимости нарушения блокады. В мировой практике это ненормально: если есть запретная зона, никто в здравом уме и трезвой памяти в нее не прет.


Десять тысяч тонн груза уместились бы на одном не очень большом судне. Зафрахтовать его стоило бы дешевле, чем один флагман Mari Marmara, на котором перевозка грузов и не предусмотрена. Но вместо того, чтобы зафрахтовать судно для перевозки десяти тысяч тонн груза, организаторы "флотилии мира" зафрахтовали пассажирский теплоход и пять судов, на которых можно перевозить по две тысячи тонн. Зачем? Зачем создавать флотилию, создавать столько шума вокруг нее, а потом идти на прорыв в запретной зоне?

Это непохоже на деловой подход человека, для которого главное – доставить гуманитарный груз.

К грузу относился и цемент. А цемент запрещено ввозить в сектор Газа – его могут использовать для строительства тоннелей, через который товары будут привозить в сектор Газа контрабандисты. Зачем провозить запрещенный груз?

Почему движение Free Gaza не могло выполнить условия Израиля – позволить груз досмотреть и доставить через порт Ашдод? Неужели боялись, что разворуют? Например, множество конвоев ходят на Сомали с продовольствием, но правил не нарушают и ничего подобного истории с "флотилией мира" там не происходит. Флотилия проигнорировала предупреждение израильских ВМС о недопустимости нарушения блокады. В мировой практике это ненормально: если есть запретная зона, никто в здравом уме и трезвой памяти в нее не прет.

Время от времени объявляются запретные зоны, например, из-за военно-морских учений. Суда получают так называемые извещения мореплавателям с координатами и временем. Из-за этих извещений в запретные зоны посторонние суда попадают очень редко – если только по вине штурмана, который соответствующее извещение прохлопал. Но и в этом случае судно не попадет непосредственно в зону стрельбы – к нему успеют подойти суда, и оно тут же завернет обратно: запретная зона – значит, запретная.

Кто может стоять за этой акцией? Очевидно, организация с хорошими средствами. Зафрахтовать шесть пароходов, гонять их по морю, погнать на прорыв – это стоит весьма немалых денег. Если я судовладелец и у меня берут судно на такую сомнительную операцию, я, естественно, попрошу соответствующее вознаграждение – тариф будет выше, чем на простую грузовую перевозку.
Можно спорить и требовать от Израиля снять блокаду сектора Газа. Но до тех пор, пока блокада существует, а воды объявлены запретной зоной, попытки, которые предприняла Free Gaza, по сути своей противозаконны.


Почему Free Gaza организовала такую флотилию? Создается впечатление, что не было сделано ничего, чтобы доставить груз. Но все – чтобы привлечь внимание. Что правила нарушали и жизнями людей рисковали сознательно. Что знали, на что шли, – и получили то, на что рассчитывали.

На подобные инциденты в мировой практике – когда судно игнорирует запреты и призывы и его проникновение в запретную зону пресекают – вообще не принято реагировать. Если бы речь не шла о секторе Газа, Палестине и Израиле, реакции бы и в этом случае не было, поскольку Израиль находился в полном праве поступить так, как поступил. Можно спорить и требовать от Израиля снять блокаду сектора Газа. Но до тех пор, пока блокада существует, а воды объявлены запретной зоной, попытки, которые предприняла Free Gaza, по сути своей противозаконны.

Представьте, что завтра кто-нибудь соберет гуманитарный поезд и поедет на нем в Сибирь к российским шахтерам. И скажет российским властям: мы ничего с вами согласовывать не будем, вы все нарушаете, а ваши запретные зоны мы в гробу видали, как и вашу таможню. Далеко бы уехал этот поезд, интересно?

Пока эта история не нанесла ущерба средиземноморскому судоходству, если только радикально настроенные противники Израиля не попытаются блокировать Израиль с моря. Уже были заявления о том, что могут начать топить суда, входящие в Израиль и выходящие из Израиля. А это, в первую очередь, российские, украинские, турецкие и итальянские суда. Если хоть один пароход повредят, тогда все средиземноморское судоходство окажется под угрозой.

Случившееся с "флотилией мира" похоже на успешно проведенную операцию. Кому надо было этот шум устраивать? Это уже не по моей части, – сказал Михаил Войтенко.