Аншлаг в Колонном зале

Международный фестиваль симфонических оркестров проходит в Москве в пятый раз.

Со 2 по 11 июня в Колонном зале Дома союзов в пятый раз пройдет Международный фестиваль симфонических оркестров. Фестиваль приурочен к Дню независимости России, и, видимо, этим объясняется то, что столь дорогостоящее предприятие вообще существует.

Фестиваль стоит 86 миллионов рублей и полностью финансируется из федерального бюджета. В этом году – шесть концертов, в них примут участие Президентский оркестр Турции, Национальный симфонический оркестр Китая, Сеульский филармонический, оркестр Индии и Большой симфонический оркестр. Прежде фестиваль представлял российские и европейские коллективы, теперь решено обыграть идею диалога Востока и Запада. Действительно, дирижер Государственного симфонического оркестра Татарстана Гинтарас Ринкявичус – из Литвы, Национальный симфонический оркестр Китая ведет француз Мишель Плассон, маэстро индийского оркестра – Александр Анисимов.

В программах концертов имена классиков соседствуют с фамилиями современных композиторов, и почти все оркестры представляют творчество соотечественников. Татарский оркестр покажет Скрябина и Назиба Жиганова, турецкий – Шумана и Джемаля Эркина, китайский – Бетховена и Гуань Ся, Сеульский – Мессиана и Ынсука Чина. БСО сыграет Римского-Корсакова и Пятую симфонию Алексея Рыбникова. Только самый молодой из участников фестиваля – симфонический оркестр Индии – выйдет с одной (зато какой!) Девятой симфонией Бетховена. На мой вопрос, какие инструменты заняты в исполнении сочинений современных композиторов, Лолита Сильвиан, глава Ассоциации симфонических оркестров России, ответила, что у сеульцев солирует шен – музыкальной инструмент, являющий собой гибрид духового и струнного инструмента.

В афише – два Реквиема: один написан Гуанем Ся, второй – Алексеем Рыбниковым, у которого свое отношение к фестивалю:

– В этом году фестиваль мне особенно интересен потому, что будут коллективы, которые нам очень мало известны, мы узнаем нечто новое. Прозвучит музыка совсем незнакомая, и очень интересно, что сейчас делается вообще в этом регионе. Для меня необыкновенная честь, что будет исполняться моя Пятая симфония, – говорит композитор.

В исполнении сочинения Рыбникова примут участие Государственная хоровая капелла России, хор имени Свешникова и Камерный хор московской Консерватории (оба – под руководством Бориса Тевлина).

– Это масштабная симфония с хором. Хоровая часть написана на слова канонических псалмов. Это сложное сочинение, но оно будет, мне кажется, для хорового коллектива большой школой. Мы будем петь, и это тоже внове – Девятую симфонию Бетховена совместно с группой индийского хора. Мне кажется, эти фестивали всегда являются кульминацией концертного сезона Москвы. И в Колонном зале всегда приятно выступать. Я всегда был на этих концертах, и всегда зал полон. У зала стоят люди, спрашивают лишний билет. В наши дни такое нечасто бывает на симфонических концертах, – рассказывает Борис Тевлин.

Все концерты проходят в Колонном зале – одном из лучших по акустике мест Москвы. Министерство культуры давно ведет переговоры с московскими профсоюзами, чтобы музыка звучала в Колонном зале постоянно, а не только во время фестиваля, но пока результат равен нулю. Довольно странно, но советник президента РФ по вопросам развития культуры Юрий Лаптев обратился за помощью к журналистам:

– Зал эксплуатируется так, как удобно, а не так, как должно. Поэтому общество (поскольку это общественный зал), мне кажется, должно заявить о своих правах. Количество должно перерасти в качество. Одно министерство побороть эту тенденцию не может, должны подключиться СМИ. Поддержите. Это должно быть сказано так, чтобы услышали все. Надо стучаться, пока не отверзнется эта дверь. Это можно сделать.