Три пианиста трех разных направлений: Монти Александр, Чик Кориа и Жорж Арванитас

ДС:- Монтгомери Бернард Александр в четыре года играл калипсо и буги. В пять лет его познакомили с классикой, а в четырнадцать, пораженный игрой Сатчмо и Нэта Коула, он понял, что играть можно и нужно только джаз. Через год у него был свой, пусть и школьный, но оркестр и, как его сверстники в Канзасе, Детройте или Чикаго, вспомним начало карьеры того же Дейва Брубека, он играл с друзьями на танцах.
Не знаю, сохранилось ли в ваших краях это мероприятие, но в Париже до сих пор танцуют. И не только 14 июля, но и круглый год под музыку, в которой переплелись и традиции цыганского жанра «мануш», и настоящего крутого свинга, и европейского фольклора.
Вполуха или во все полтора вы слушает «Время Джаза» на частотах «Свободы» или, что чище и стабильнее, с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.
Три пианиста сегодня на нашей афише, но прежде, чем они прозвучат, оркестр Чарли Хейдена, о котором я говорил на прошлой неделе «Liberation Music Orchestra», музыку для которого и аранжировки писала Карла Блей:

Charlie Haden - Liberation Music Orchestra - America The Beautiful

ДС: - «America The Beautiful», «Америка – красавица». Это патриотическая песня, музыку для которой написал церковный органист Сэмуэл W. Уард, а слова Катарина Ли Бейтс. Впервые стихи этой песни были напечатаны 4 июля 1895 года в журнале «Конгрегационалист». Компакт Чарли Хейдена и оркестра ««Liberation Music», «Не нашим именем», был записан в Риме четыре года назад.
Состав: Майкл Родригез и Сенека Блак – трубы; Кёртис Фоулкес – тромбон; Шэрон Фримэн – валторна; Джо Дейли – туба; Мигель Зенон – альт-саксофон; Крис Чик – тенор; Карла Блей – рояль; Стив Карденас – гитара; Чарли Хейден - контрабас и Матт Уилсон – ударные.
Всего «Liberation Music Orchestra» записал пять дисков: первый вышел под титульным названием «Liberation Music Orchestra» в 69 году, второй «Ballad of the Fallen», «Баллада Павших» в 83; третий «Монреальские записи» - в 89-м; мой любимый «Хранитель Мечты», «Dream Keeper» в 90-м и «Не нашим именем», записанный в 2004, вышел в 2005 на «Verve Records».
Несомненно, музыка оркестра, подбор маршей, фольклорных или революционных песен, наглядно демонстрирует левую, подчас радикальную идеологию музыкантов. То есть они играют в честь Первой поправки к конституции США… Поэтому в «Хранителе Мечты» звучат марши времен испанской гражданской войны, а классические госпелс перекликаются с песнями в честь Че Гевары.
Ну, а теперь на остров Ямайка, в Кингстон, в котором несколько недель назад шла настоящая уличная война, война с мафией:

Monty Alexander - I'm Afraid the Masquerade Is Over

ДС: - «I'm Afraid the Masquerade Is Over», «Боюсь, что карнавал окончен…», Хёрберта Магидсона и Элли Врубеля. Трио, выросшего на Ямайке, американского пианиста Монти Александра. Рей Браун играл на контрабасе и Хёрб Эллис – на гитаре. Это означает, что Трио построено по схеме придуманной кумиром Монти Александра – Нэт Кинг Коулом. Этот диск был записан в Сан-Франциско в августе 80 года.

Фирма «Columbia/Legacy» объявила о выпуске двойного люксового альбома Майлза Дейвиса «Сучье варево», «Bitches Brew», в связи с сорокалетием записи. Альбом появится на прилавках музыкальных магазинов в двух видах: си-ди с реставрированными оригинальными записями плюс шесть бонусовых дорожек, плюс си–ди ранее не издававшихся записей Дейвиса, Джаррета, Кориа, Холланда, ДеДжонетта, Морейры и Бартца. К альбому прилагается 48-страничный буклет, рассказывающий историю того, как была состряпана эта самая «Похлебка». Во втором варианте добавлены: оригинал долгоиграющей пластинки «Bitches Brew» и ди-ви-ди с концертом комбо Майлза 69 года в Копенгагене.
Вы слушаете упруго свингующие волны «Свободы» - LIVE или в подкасте с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона – ваш ДС.

Monty Alexander - The Work Song

ДС: - «The Work Song», «Рабочая Песня» корнетиста Нэта Эддерли… Концерт Монти Александра в бродвейском клубе «Иридиум». Май 2004 года. (Если вы будете в Нью-Йорке, вот адрес: 1650 Бродвей и 51 стрит.)
Состав: Монти Александр – рояль; Хассан Шакур – контрабас; Марк Тейлор – ударные и Роберт Томас Младший – барабаны конгас.
В 61 году семья Монти переехала на континент и поселилась в Майями, где игру Монти отметил Фрэнк Синатра и Монти довелось аккомпанировать «Голубым Глазам». Через год он уже играл в Нью-Йорке в клубе «Jilly's» (45-ая West и 58-я Street). В этом клубе, вернее пьяно-баре «Jilly's» Монти играл почти два года. Параллельно он начал записываться. Не трудно догадаться, какое было выбрано название для первого диска: «Александр Великий», затем – «Spunky», «Смелый, задиристый»…
Не смотря на то, что Монти Александр целый сезон отыграл в клубе «Playboy» в Лос-Анджелесе, его нет в списке джазменов, игравших среди очаровательных «заек». Каунт Бейси входит в этот список, Рей Чарльз, Диззи Гиллеспи, Пегги Ли, Мел Торме и Мадди Уотерс среди прочих… Но не думаю, чтобы Монти следил за подобными списками. После «Jilly's» и «Плейбоя» он играет с Реем Брауном и Милтом Джексоном в «Shelly’s Manne-Hole» и с подачи Оскара Питерсона в 71-м переходит на немецкую фирму звукозаписи «MPS». В 74 году он отправляется на гастроли по США, а в 75 году появляется в знаменитом лондонском клубе «Ronnie Scott’s»

Monty Alexander - Jammin' – 6:16

ДС: - «Jammin'» классика Боба Марли. Удивительный диск Монти Александра «Stir it up», «Заводить, возбуждать». Я был зимой 79 года на концерте Боба Марли на парижском стадионе и могу сказать, что именно этим он и занимался: заводил публику, причем – до предела.
Монти решил записать своего соотечественника с ямайской ритм-секцией: Дуайтом Дэйвесом – клавиши; Робертом Ангасом – гитара; Тревором МакКензи – контрабас; Роландо Уилсоном – ударные и Дезмондом Джонсом – перкашн…
Некоторые обозреватели называют Монти Александра «новым Питерсоном». Сходство есть. Прежде всего он, как и Питерсон предпочитает играть в составе трио (причем часто с контрабасистами и ударниками самого Оскара) – или же соло. Но Монти слишком переполнен ритмами Карибского моря. «Богиня богинь» - Калипсо крепко держит его в своих объятиях. И все же в игре Монти Александра, кроме южного прибоя, слышны и ритмы Уинтона Келли, Арта Тейтума, Ахмада Джамаля и, само собой Нэт- Кинг Коула…
Однако здесь я должен прерваться. Подошло время краткой сводки последних мировых новостей…

Марсельский джазовый фестиваль в Palais Longchamp начнется через две недели. Среди гостей фестиваля: певец Эл Жарро, семь раз удостоенный премии «Грэмми»; комбо камерунского контрабасиста Ришара Бона; квартет американской певицы и контрабасистки Эсперанцы Сполдинг; израильский пианист, живущий в Париже, Ярон Хэрман; французский скрипач Дидье Локвуд; американский саксофонист «фанка» и «соул» Масео Паркер; трубач и композитор из Бейрута Ибрахим Маалуф и комбо пианиста и клавишника Чика Кориа с Кенни Гарретом на саксофоне; Кристианом МакБрайдом на контрабасе и Ройем Хейнзом – на ударных.
Если вы заблудились в джунглях эфира, встречайтесь на частотах «Свободы», а еще лучше LIVE или в подкасте на нашем сайте svobodanews.ru. У микрофона – в Париже Дмитрий Савицкий.

The Chick Corea New Trio - Past, Present & Futures

ДС: - «Past, Present & Futures», «Прошлое, Настоящее и Будущее». Композиция Чика Кориа с его компакта 2001 года «Новое Трио».
Чик Кориа – рояль; Эвишай Коэн – контрабас и Джеф Баллард – ударные.
Армандо Чик Кориа, пианист, клавишник, виброфонист, ударник и композитор родился в Челси, штат Массачусетс, 12 июня 41 года. Родители его сицилийских и калабрийских корней. В интервью музыковеду Лену Лайонсу Чик Кориа подчеркивал значимость той роли, которую сыграл отец в его воспитании:
- Мой отец был трубачом и бандлидером в Бостоне. Отношения между нами были практически идеальными. Он помогал мне и поддерживал во всем, что меня интересовало. Это касалось и музыки. Он не пытался втолковать мне что-то или же показать какой-то технический прием, если чувствовал, что я не готов к этому. Он и сам немного играл на фортепьяно и этого было достаточно для того, чтобы бы я начал читать ноты и записывать музыку, а это уже была серьезная базовая работа. Он часто писал аранжировки популярных мелодий для своего оркестра, но он это делал так, чтобы и я мог понять: практически, он писал на уровне моего понимания. Вот таким образом я и научился языку музыки».

Chick Corea – Hackensack

ДС: - «Hackensack» - адрес Руди ван Гельдера для джазменов всего мира. Композиция Теллониуса Монка.
Чик Кориа – рояль; Мирослав Витус – контрабас и Рой Хейнз – ударные. Ноябрь 81 года, Лос-Анджелес.

Владислав из Новосибирска пишет:
- Спасибо за столь разнообразную панораму неиссякаемых течений многогранной и разноплановой джазовой музыки. Но хотелось бы добраться и до более изысканных пластов, близких к полистилистике, если можно так выразиться. Особенно мне бы хотелось услышать о творчестве Эрика Долфи или Орнетта Коулмена, хотя тут перечислять можно много подобных имён, находящихся в стороне от основных течений, но и там есть ещё много того, о чём можно поговорить. Жаль, что рамки передачи не позволяют объять необъятное, дай бог чтоб они не сужались.
ДС: - Владислав, Долфи, Орнетт Коулмен, Арчи Шепп, Дон Черри, Алберт Эйлер, Бил Диксон, Сэсил Тейлор, Трейн и его двойник Сандерс – вся команда джазменов фри-джаза и авангарда играла и записывала пьесы по 15-35 минут. Брать отрывки, как я иногда это делаю, не слишком грамотно, потому что весь смысл фри-джаза был в этом свободном развитии свободной импровизации. В редчайших случаях мне довелось дважды дать по композиции почти в девять минут, но потом идет обязательный «брейк», наш радио-антракт. Так что – увы! Я помню про вашу просьбу, но дистанция длиной в девять минут – редкое исключение…
Напомню: вы слушаете «Время Джаза» на частотах «Свободы» и с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

Chick Corea - Quartet No.1

ДС: - «Quartet No.1», «Квартет #1» Чика Кориа. Майкл Брекер – тенор-саксофон; Чик Кориа – рояль; Эдди Гомез – контрабас и Стив Гэдд – ударные. Январь 81 года, та же студия звукозаписи в Лос-Анджелесе, что в предыдущей пьеске: «Mad Hatter Studios».
Напоследок две вещи: слово «клавишник», keyboardist – пошло от Чика Кориа. Он в течении многих лет был лидирующим клавшником джаза. И второе – на всех дисках Кориа стоит посвящение, вернее благодарность Рону Хаббарду, отцу-основателю Церкви СайентолОгии, которую сам Хаббард называет «прикладной религиозной философией». Во многих странах, включая Францию, СайентолОгию считают самым конфликтным религиозным движением.
Под занавес третий пианист нашей июньской афиши Жорж Арванитас. Этот марсельский джазмен родился 13 июня 1931 года. Я договаривался с ним об интервью летом 2005 года. Он должен был выступать на парижской джазовой улочке Св.Бенуа в клубе-ресторане «Бильбоке». Но «дядя Жора», как многие его называли, не приехал, он был уже болен и умер в сентябре того же года. Жорж Арванитас ученик двух пианистических школ: Бада Пауэла и Билла Эванса.
В чистом виде, соло, Арванитаса у меня в данный момент нет. Вот как звучит его квинтет на звуковой дорожке фильма Роже Вадима «La bride sur le cou»:

Georges Arvanitas quintet - La bride sur le cou

ДС: - «La bride sur le cou», «Петля на шее», композиция Джеймса Кемпбелла; лейтмотив одноименного фильма Роже Вадима.
Бернар Вите – флюгельгорн; Франсуа Жано – тенор-саксофон; Жорж Арванитас – лидер, фортепьяно; Луи Трюссарди – контрабас и Мишель Бабо – ударные. Апрель 61 года, Париж.
На этом мы и расстанемся. Подкаст «Времени Джаза» вы найдете на сайте радиостанции svobodanews.ru. До следующей недели, всех благ, чао, бай-бай!

PS: Monty Alexander plays Jammin’
http://www.youtube.com/watch?v=HcZqyqgVBx8&feature=related