Дело экс-сенатора засекретили

Игорь Изместьев

Российские правозащитники требуют открытого судебного процесса над экс-сенатором Игорем Изместьевым и другими фигурантами этого дела. По их мнению, следственные органы искусственно засекретили дело, чтобы выйти из-под общественного контроля.

Бывший член Совета Федерации Игорь Изместьев, обвиняемый в ряде тяжких преступлений (в частности, в терроризме), на одном из последних судебных заседаний вновь отказался признать вину. На предварительном слушании по этому делу суд отказал обвиняемым в рассмотрении их дела коллегией присяжных заседателей.

Игорь Изместьев был задержан в результате спецоперации сотрудников ФСБ России в Киргизии 16 января 2007 года. Спустя два дня Басманный суд Москвы санкционировал его арест. Следствие предъявило экс-сенатору и еще 12 подсудимым обвинения в совершении серии заказных убийств и покушений на убийства, в том числе на жизнь сына президента Башкирии Урала Рахимова, а также в бандитизме, терроризме и других тяжких преступлениях.

Процесс в отношении Изместьева и остальных подсудимых стартовал в июне 2009 года. Тогда дело рассматривалось с участием коллегии присяжных. Однако в мае 2010 года коллегия была распущена. После оглашения обвинения Игорь Изместьев заявил, что не признает себя виновным, так же, как и еще пять фигурантов дела. Остальные же семеро признали вину частично. Однако никто не признал обвинение в терроризме. Рассмотрение дела проходит с участием тройки профессиональных судей в закрытом режиме, так как в деле содержатся документы с грифом "секретно". С этим пунктом категорически не согласен адвокат Изместьева Сергей Антонов:

– Дело засекречено по формальным признакам. На основании четырех сопроводительных писем ФСБ, которые не несут в себе никаких сведений, составляющих государственную тайну. Это просто привычка этого ведомства все секретить. Но этим воспользовалась прокуратура, а потом суд для того, чтобы засекретить процесс. Никаких сведений, которые составляют государственную тайну, в этом процессе нет.

– А зачем тогда секретить дело?

– Когда нет доказательств вины или доказательства очень слабые, комфортнее дело рассматривать в закрытом процессе. Чтобы не было публики, прессы, не было освещения и реакции общества.

Когда "дело Изместьева" засекретили и коллегия присяжных была распущена, адвокаты экс-сенатора обратились за помощью к правозащитникам. Руководитель общероссийского движения "За права человека" Лев Пономарев создал инициативную группу по общественному контролю за соблюдением гражданских и процессуальных прав подсудимых и защитников по "делу Изместьева". Вот что сказал Лев Пономарев:

– Наша комиссия не занимается расследованием, это комиссия по нарушению прав в "деле Изместьева". К нам обратились спустя несколько лет после того, как оно началось. Тогда я о нем читал в газетах и не знал, нарушены там права или нет. Но когда ко мне обратились родственники Изместьева и его адвокаты и перечислили допущенные в отношении него нарушения, я убедился, что этим нужно заниматься.

По мнению руководителя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, история с Изместьевым связана с внутренним конфликтом в группе экс-генерального директора топливной компании "Башнефть" Урала Рахимова. При этом нужно учесть, что Урал Рахимов – сын президента республики и в своих делах тесно связан со многими московскими бизнесменами и олигархами. Вот почему, считает Кирилл Кабанов, процесс и проходит под эгидой секретности.

Адвокатов и своих коллег-правозащитников поддержала присутствовавшая на пресс-конференции глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева:

– Когда я знакомлюсь с "делом Изместьева", вижу то же самое, что видели и присяжные, которых отодвинули от процесса: это шитое дело.

Правозащитники решительно выступают против необоснованного засекречивания "дела Изместьева" и роспуска коллегии присяжных заседателей в этом судебном процессе. В ответ руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева заявила, что новое рассмотрение дела будет проходить без присяжных, поскольку по определению Конституционного суда, вынесенному в апреле этого года, уголовные дела по статье "Терроризм" подлежат рассмотрению тройкой судей.