Что же там, в носу?

Ароматы и запахи в культуре. Изд. 2-е, испр. Книги 1-2 / Сост. О.Б. Вайнштейн. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – 616 с.; ил. – (Культура повседневности).

"Обоняние – несомненно, одна из самых модных тем в современной науке", - так начинает Виктория Гулимова свою статью в двухтомнике, уже в самом названии её обращая внимание на то, что изучение взаимоотношений человека с запахами насчитывает, оказывается, уже две с половиной тысячи лет истории! Тем удивительнее, что людям - за пределами узких кругов специалистов в этих проблемах – обо всём этом до сих пор мало что известно. Знали ли вы, например, что носов у человека на самом деле, при ближайшем рассмотрении, целых пять? То-то же. Двухтомник об "ароматах и запахах" - первое в России исследование запахов как аспекта культурной жизни - намерен исправить это положение.

За те семь лет, что миновали со времени выхода первого издания (2003), отечественная культурологическая мысль, кажется, не сильно продвинулась в осмыслении того, каков смысловой потенциал у всего, что ощущается носом. Да и двухтомник, изданный небольшим тиражом, разошёлся уже давно и стремительно. Поэтому выход второго, исправленного его издания (в том же издательстве, в той же благословенной его серии – "Культура повседневности", постоянно обращающей внимание читателей на исторические аспекты того, у чего, казалось бы, никаких подобных аспектов и быть не может) – как нельзя кстати. Те, кто ещё не читал, смогут наконец прочитать, а нам, скромным комментаторам культурного процесса, достался замечательный повод порассуждать в связи с этим в своё удовольствие о том, чем пахнут смыслы, сколько всего делают с человеком запахи, что думают по этому поводу учёные, философы и просто заинтересованные люди – и, главное, как всё это меняется в пространстве и развивается во времени. Ведь развивается же и меняется, вот что самое интересное!

Двухтомник, и вправду, предоставляет для рефлексии на эти темы множество возможностей. Он вполне достоин названия хрестоматии, почти энциклопедии: столько он умудрился вместить в себя аспектов мировой обонятельной жизни. Спектр затронутых сборником тем весьма широк и распространяется едва ли не на все уровни культурной иерархии. Достаточно сказать, что одним своим концом он упирается в Иммануила Канта (сказавшего некоторые авторитетные для европейской традиции вещи по поводу обоняния и вкуса), Джона Локка (обратившего внимание на запахи в "Элементах натуральной философии") и Георга Зиммеля (описавшего обоняние в своём "Экскурсе о социологии чувств"), другим же погружён в "мелкую и незаметную пыль" и дерьмо – культурному статусу этих захватывающих предметов посвящены две рецензии Оксаны Гавришиной на американское и французское исследования соответственно.

Таким образом, на интригующий вопрос "Что же там, в носу? ", прозвучавший в статье Гулимовой, напрашивается не менее интригующий ответ: да там вся мировая культура. Включая и её "бескультурные" окраины. Язык запахов способен повествовать практически обо всём: о родном доме и счастье (об их ольфакторных аспектах пишет Раиса Кирсанова), о чужой земле (текст Александра Строева), о смерти (работа Галины Кабаковой). Носом можно с успехом прочитать, как демонстрирует нам Ольга Кушлина, и самое русскую литературу. Свои запахи имеет живопись (Жерар Дессон) и даже, вы не поверите, потусторонний мир (Виктор Куперман и Иосиф Зислин пишут об "обонянии как инструменте визионера").

Поэтому в работе над книгой с антропологами и историками культуры соединили свои усилия лингвисты, биологи, психологи, литературоведы, писатели и, разумеется, парфюмеры – отечественные и западные. Было бы замечательно однажды дождаться большого, цельного исследования, которое бы обобщало все эти разнородные наблюдения и выстраивало бы стройную грамматику запахов. Пока же мы имеем лишь небольшое, но содержательное предисловие к сборнику его составителя, Ольги Вайнштейн – в котором, кстати, для этой возможной грамматики уже намечены некоторые контуры.