Финансовый аналитик Андрей Сотник – о Daimler и трудностях перевода

Дело Daimler может не иметь продолжения в России.

Основное расследование по делу о взятках, которые давались должностным лицам в России при закупках автомобилей Mercedes-Benz, находится сейчас в управлении по борьбе с экономической преступностью (УБЭП) при ГУВД Москвы. Как пишет газета "Ведомости", срок, отведенный на расследование, истекает 7 июня и, скорее всего, следователь напишет постановление об отказе в возбуждении дела.

Блогер Алексей Навальный обращался с заявлениями в Генпрокуратуру и МВД с просьбой проверить информацию Минюста США по делу Daimler. В этой связи оперативники УБЭП запросили у Навального дополнительные материалы по делу, сославшись на то, что для прочтения сайта Минюста США в УБЭП нет переводчика. По просьбе обозревателя Радио Свобода ситуацию прокомментировал финансовый аналитик Андрей Сотник.


- Приведенные газетой факты заставляют говорить о странностях происходящего. Остановлюсь лишь на трех главных обстоятельствах.

Итак, что можно сказать о ссылке на то, что в милицейском ведомстве нет переводчиков? Дело здесь в том, что именно ведомственные переводчики в этом деле и не нужны. При международных расследованиях используются, как говорят специалисты, апостилированные материалы. Использовать навыки доморощенных переводчиков в международных расследованиях нельзя в принципе. Этим делом должны заниматься или специально уполномоченные переводчики МИДа, или лица, способные нотариально апостилировать тексты переводов. Обращаться за помощью исключительно к переводчикам системы МВД - вещь абсолютно недопустимая с точки зрения мирового права. Для справки: от московского УБЭП до ближайшей нотариальной конторы с услугами апостилирования метров 250-300.

Далее. Никто в мире не упоминал факты, которые гуляют по российским СМИ – в них говорится "о взятках, которые давались должностным лицам в России при закупках автомобилей Mercedes-Benz". Из приведенных в мировой прессе, включая сайт Радио Свобода, ссылок на документы американского суда следует, что возможные взятки выплачивались через систему офшоров разной юрисдикции. При этом американцами НЕ ЗАДОКУМЕНТИРОВАНО НИ ОДНОГО СЛУЧАЯ ПЕРЕДАЧИ ВЗЯТОК НА РОССИЙСКОЙ ТЕРРИТОРИИ. Так что искать какие-либо следы исключительно на территории России есть затея абсолютно бессмысленная. Американцы говорили об одном, а в России делают совершенно иное. Проиллюстрируем этот важный тезис.

Американцы получили документы о примерно 20 сомнительных переводах, связанных с Daimler. Ни один из них не был произведен напрямую со счетов концерна Daimler в Германии. Итак, в этих переводах участвовали как минимум три зарубежных банка: германский банк концерна - банк, в котором размещены офшорные счета концерна - банк фирм-офшоров, получателей средств, на которых пало подозрение в причастности к взяткам. В каждом из зарубежных банков, согласно мировым правилам, снятие средств со счета и зачисление средств на счет возможно лишь при участии как минимум банковского офицера и сотрудника юридического департамента банка, проверяющих легальность всех транзакций. Итак, 20 переводов умножаем на 3 банка и еще на 2 сотрудника каждого банка. Значит, на московский УБЭП с целью сбора доказательств о возможных соучастниках подозрительных сделок была возложена задача проверки как минимум 120 персон - граждан иностранных государств!

Кроме того, из материалов американского суда следует, что к указанным подозрительным сделкам могли иметь отношение, среди прочих, сотрудники российского Министерства обороны и Гаража особого назначения Управделами Президента РФ. А теперь давайте ответим на два вопроса: а в компетенции ли московского УБЭПа проведение расследований по иностранцам вне пределов границ Российской Федерации, а также и по российским спецслужбам? Не кажется ли вам, что такое, мягко говоря, странное поручение органу, не имеющему на то достаточных полномочий, является попыткой "утопить" дело, неуклюже свалив вину на московский УБЭП?

Этот традиционный "российский путь" имитации расследования чреват серьезнейшими последствиями. Начну с проблем безопасности Российской Федерации. И чины Министерства обороны, и чиновники Управления делами президента легко могут стать объектами шантажа за рубежом, так как собственные правоохранительные органы не озаботились сбором документов, доказывающих их невиновность. Очень скверные последствия этого могут почувствовать и члены их семей. Например, сыновья и дочери, обучающиеся за рубежом, вполне могут быть приглашены в местные полицейские участки и после многочасовых интервью им может быть предложено (без объяснения причин) немедленно покинуть пределы страны. Нельзя исключить и аналогичные "интервью с высылкой" чиновников и их родственников и во время очередных отпусков в любой из зарубежных стран. Отсутствие навыков участия в квалифицированных международных расследованиях по делам о коррупции всегда чревато серьезнейшими последствиями, в том числе и такими.

И последнее. Кто сегодня в выигрыше? Соединенные Штаты, сумевшие получить несколько сотен миллионов долларов от концерна Daimler в рамках признательной судебной сделки. Кто в проигрыше? Все остальные страны мира – хотя бы потому, что некоторые из 120 персон вполне могут и далее предаваться своим незаконным занятиям. В абсолютном же проигрыше Россия, которая потеряла и возможность вернуть "свои" миллионы за счет судебных арестов активов этой международной преступной группы, и улучшить свою репутацию в мире, что могло сказаться и на кредитном рейтинге, и на вступлении в ВТО, и на многом другом. Кроме того, Россия в очередной раз не сумела защитить репутацию своих граждан - ведь среди чиновников названных выше ведомств, безусловно, есть честные, ничем не запятнавшие себя люди.