Политолог Александр Верховский - о событиях в Приморье

Александр Верховский

Националисты Приморья часто берут ответственность за преступления, которые можно представить постороннему наблюдателю как идеологически мотивированные. Судя по всему, деятельность "народных мстителей", охотящихся за приморскими милиционерами, уже взята местными ультраправыми "на знамя".

По данным информационно-аналитического центра "СОВА", первое упоминание о том, что члены группировки, вступившей в противостояние с правоохранительными органами Приморья, могут иметь отношение к ультраправым организациям, появилось на сайте одного из проектов "Северного братства". Здесь пятерку называли "бойцами сопротивления" и "русскими бойцами". Однако лишь после появления информации о личностях подозреваемых (один из которых действительно привлекался к ответственности за расистские нападения) ультраправый сегмент Интернета активно подключился к пропагандистскому освещению деятельности группы.

На это обращает внимание директор центра "СОВА" Александр Верховский. Он подчеркивает, что именно для приморских националистов характерна привычка брать ответственность за преступления, которые можно представить постороннему наблюдателю как идеологически мотивированные:

– Несомненно, это какая-то самостоятельная группа – которая, я думаю, даже не полностью состоит из людей, которые раньше имели какое-нибудь отношение к националистической среде. Просто здесь наложились два мотива. Один - это какие-то, видимо, личные истории столкновений с милицией участников этой группы, а другой - идейный мотив борьбы с режимом, милицией. В Интернете появились некие воззвания от имени этой группы, но не факт, что они аутентичные. По крайней мере, известно, что где-то с двадцатых чисел мая эти люди перешли на нелегальное положение и прячутся где-то в лесу, откуда и совершают нападения. Может быть, они попутно умудряются выкладывать материалы в Интернет. Такое известно в истории, но я не уверен, что в лесах Приморья это так просто.

Поэтому я подозреваю (такие случаи бывали и раньше), что какие-то другие группы националистов воспользовались этим моментом, чтобы представить именно себя как "самый выдающийся боевой отряд Русского националистического движения". Это выгодно движению в целом, особенно если потом боевиков расстреляют с вертолета: после этого невозможно узнать, чем они руководствовались на самом деле.

Я думаю, что к этой группе никому примкнуть уже не удастся, но вполне можно создавать свои. Тем более что идея нападения на милицию – именно как организованная, направленная деятельность – у радикальных националистов появилась примерно с прошлого года. Приморская группа выделяется именно решительностью своих действий. До этого дело ограничивалось какими-то индивидуальными набегами, а здесь они ведут своего рода систематическую партизанскую войну. И в этом смысле они – конечно, когда их рано или поздно переловят или, скорее всего, убьют – станут новыми "белыми героями" для неонаци. Я уверен, что задним числом им придумают и соответствующие взгляды – даже тем, кто их не имел.