Ирина Лагунина: На минувшей неделе в столице Боснии и Герцеговины Сараево состоялась конференция о будущем западных Балкан. Ее назвали саммитом Балканы - Европейский союз, хотя на самом деле уровень представительства был отнюдь не высотный. В саммите приняли участие 48 делегаций из стран ЕС и региона, представители международных организаций, Совета Европы, НАТО, США, России и Турции. В повестке дня стоял вопрос о европейской интеграции стран запада Балкан: Сербии, Хорватии, Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговины и Албании. Все эти страны ожидали от сараевской встречи поддержку Брюсселя их стремлениям как можно скорее вступить в Европейский союз. В Сараево, действительно, прозвучали оптимистические заявления о том, что членство всех стран Западных Балкан в ЕС остается и дальше общей целью ЕС и региона. Но из декларации по итогам встречи, выпущенной председательствующей в Евросоюзе Испанией, стало видно, что по отношению к Балканским странам для вступления в ЕС будут применяться весьма строгие условия. Было сказано, что Западные Балканы должны прилагать более интенсивные усилия, чтобы выполнить условия на пути к членству в ЕС и соответствовать европейским критериям. Верховенство закона, реформы администрации и судебной системы, борьба с коррупцией и организованной преступностью являются ключевым фактором для функциональной демократии и экономики и в значительной мере условием для членства в ЕС. О настроениях в регионе после сараевской встречи рассказывает наш корреспондент в Белграде Айя Куге.
Айя Куге: Конференция в Сараево подтвердила ожидания Балканских стран: процесс расширения Евросоюза будет продолжен - это была первая реакция политиков региона. Министр иностранных дел Сербии Вук Еремич заявил, что он оптимист, хотя в его голосе особой энергии не чувствовалось.
Вук Еремич: Сербия ожидает начала процесса ратификации Соглашения о стабилизации и ассоциации с ЕС. Теперь каждой из стран предстоит сделать шаг со своей стороны. Я думаю, что после этой встречи, после таких заверений, всем будет намного легче. В главном я оптимист, хотя лишь время покажет, произойдёт ли конкретный прогресс. Я лично уверен, что произойдёт.
Айя Куге: Однако региональная пресса результаты конференции оценила как крайне скромные. Местные политические аналитики отмечают, что она - вместо ранее запланированных двух дней - длилась лишь три часа и проводилась даже не на запланированном ранее уровне министров иностранных дел – не появились главы дипломатии Франции, Германии и Нидерландов, стран, которые в данный момент выступают весьма осторожно по поводу дальнейшнего расширения Евросоюза. "Европейская перспектива Балкан крайне туманна, и единственный успех форума состоит в том, что он в принципе состоялся", - так комментируют итоги саммита политологи в Белграде, Сараево, Приштине и Скопье. Довольны лишь в Загребе. Хорватия уже выполнила почти все условия Брюсселя и получила обещания, что она, возможно, войдет в состав ЕС уже через год. Министр иностранных дел Хорватии Гордан Яндрокович обещал соседям помочь в их стремлении к европейской интеграции.
Гордан Яндрокович: Для Хорватии, как будущего члена ЕС, важно увидеть, что и другие государства региона имеют перспективу. Наша страна находится на завершительном этапе переговоров, и мы надеемся завершить их до конца года. Мы уверены, что стабильность этого региона напрямую связана с евро-атлантической интеграцией всех стран, и поэтому готовы оказать поддержку и внести свой вклад в расширение Евросоюза и НАТО. Конечно, важно, чтобы все государства региона выполнили необходимые условия и отвечали критериям для вступления в ЕС. На этом заседании, и это важно, все был поставлены в известность о том, что вступление в Евросоюз невозможно без соответствия его критериям. Я считаю, что это честное послание, и что все его прекрасно поняли.
Айя Куге: Считалось, что не случайно для саммита "Балканы - ЕС" выбрана столица Боснии Сараево. Все ожидали, что на нём особое внимание будет уделено боснийским проблемам. Страна и через 15 лет после войны на практике остается разорванной по национальным швам. Босния как государство не в состоянии нормально функционировать без присмотра международного сообщества. Из-за разногласий политиков трёх народов в Боснии не выполнены даже базовые условия, пославленные Европой. Боснийцы ожидали, что представители ЕС во время саммита сообщат, что для них, как и для албанцев, отменен визовый режим с Европой, но оказалось, что это решение пока отложено.
Боснийский профессор политических наук Славо Кукич считает, что политики страны не готовы к европейской интеграции.
Славо Кукич: Политическая элита Боснии и Герцеговины должна будет усвоить урок, который ей преподнесла Европа – и по вопросу приведения Конституции к европейским стандартам, и по многим другим важным проблемам. Готово ли она на это? Думаю, что нет. Наш политический класс, который сейчас, как и все предыдущие 20 лет, держит под контролем целое государство, на это не готов по одной простой причине: такая обстановка и такое соотношение сил отвечает их интересам, потому что продлевает их существование.
Айя Куге: Главным успехом сараевского саммита все считают тот факт, что на нём, впервые после провозглашения независимости Косово, за одним столом сидели министры иностранных дел Сербии Вук Еремич и Косово Скендер Хисени. Правда, это было достигнуто после длительных и мучительных настояний Брюсселя и благодаря дипломатической хитрости: государственная принадлежность и функции участников встречи указаны не были, на встрече фигурировали лишь их имена. Таким образом, из-за сопротивления Белграда, делегация Косово была лишена возможности представлять государство. Правда, как ни странно, в Сербии это тоже вызвало протесты. Сербские оппозиционные партии выступили с требованием к властям не принимать участие в такой встрече, на которой Сербия должна отказаться от своих государственных символов. Кстати, министры иностранных дел Сербии и Косово отказались в Сараево поздороваться.
Приштина крайне разочарована своим положением и своими европейскими перспективами, утверждает политический аналитик из Косово Шенол Мухареми.
Шенол Мухареми: На мой взгляд, Косово как государство не получило ничего. Напротив, если посмотреть сараевскую заключительную декларацию, в ней Косово даже не упоминается – оно полностью отсутствует в числе государств региона. Для Европы важно лишь то, что представители Сербии и Косово сидели за одним столом. Боснии и Герцеговине и Албании дан зелёный цвет – для них в течение года будет снят визовый режим со странами Шенгенской зоны. И после этого Косово останется единственным изолированным местом Западных Балкан, чьи граждане не могут свободно путешествовать в Европейский союз.
Айя Куге: Да, немало пессимизма на Балканах после саммита в Сараево. Наш собеседник – белградский независимый политический обозреватель Иван Торов. Как вы оцениваете итоги встречи в Сараево?
Иван Торов: В Сараево на самом деле стало видно, что у Брюсселя есть заботы поважнее – после Греции нужно спасать от возможного экономического и финансового краха председательствующую в ЕС Испанию, а не заниматься внутрибалканскими играми и интригами. Для нового руководства ЕС самое главное то, что оно впервые усадило за один стол Белград и Приштину. Должен признаться, что эти усилия найти формулу, при которой и Сербия, и Косово смогли провозгласить себя победителями, выглядели несколько комичными.
Айя Куге: Каковы, по вашему мнению, перспективы евроинтеграции стран Западных Балкан?
Иван Торов: Кажется, что положение трёх государств – Сербии, Боснии и Герцеговины и Македонии – самое неблаговидное, несмотря на то, что они сами всячески старались показать свои шансы в самом благоприятном свете. Все три находятся в состоянии в какой-то степени замороженного процесса евроинтеграции, а Брюссель просто ожидает, что они сами приложат больше усилий к тому, чтобы устранить помехи на пути к Европе. Хотя сербская политическая пропаганда старается создать впечатление, что приём Сербии в Евросоюз - почти завершённое дело, реальность выглядит совсем иначе. Хотя скрывшиеся обвиняемые Гаагой в военных преступлениях Ратко Младич и Горан Хаджич больше и не являются особой помехой, по крайней мере, на этом этапе, когда официальный Белград ожидает ратификацию соглашения с ЕС, теперь уже более чем ясно, что Сербия не сможет вступить в Евросоюз до того, пока не разрешит "свою проблему" с Косово. Другими словами: пока не признает реальность, что на Балканах создано новое государство, с которым нужно установить соседские отношения.
Айя Куге: В Брюсселе в последнее время особо настаивают на важности регионального сотрудничества Балканских стран. И это факт, что течение последних месяцев это сотрудничество начало расширяться, причем значительно. Но теперь, после саммита в Сараево, в Европе звучат голоса, что этого не достаточно, что Сербия, например, со временем должна будет признать независимость Косово. С другой стороны, в регионе появились опасения, что если странам Западных Балкан в ближайшем будущем не будет дан шанс вступить в Евросоюз, то невозможно будет избежать будущих кризисов в регионе, то есть геополитическая цена будет высокой.
Иван Торов: Как они ни пытались это скрыть, Европейский союз всё-таки опосредованно поставил нас в известность, что устал от расширения. Очевидно, что намного охотнее - после Хорватии, вступление которой в состав союза ожидается через год-два - ЕС дал бы себе длительную передышку, чтобы укрепить свои ряды. Европа, очевидно, опасается, что сегодняшние экономические и финансовые потрясения неминуемо вызовут политическое брожение. Союз на самом деле ищет способ, как это сообщить странам Западных Балкан и при этом не усугубить разочарование в регионе и чувство, что наши страны отталкивают от Европы, делают маргинальными. Конечно, никто это открыто не скажет, даже те, кто чувствует неприязнь к Балканам. Но Евросоюз просто больше не может позволить себе, чтобы повторился печальный опыт со слишком ранним принятием в ЕС Румынии и Болгарии.
Айя Куге: О перспективах евроинтеграции Сербии, Хорватии, Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговины и Албании, по итогам саммита в Сараево, мы беседовали с белградским политическим обозревателем Иваном Торовым.
Айя Куге: Конференция в Сараево подтвердила ожидания Балканских стран: процесс расширения Евросоюза будет продолжен - это была первая реакция политиков региона. Министр иностранных дел Сербии Вук Еремич заявил, что он оптимист, хотя в его голосе особой энергии не чувствовалось.
Вук Еремич: Сербия ожидает начала процесса ратификации Соглашения о стабилизации и ассоциации с ЕС. Теперь каждой из стран предстоит сделать шаг со своей стороны. Я думаю, что после этой встречи, после таких заверений, всем будет намного легче. В главном я оптимист, хотя лишь время покажет, произойдёт ли конкретный прогресс. Я лично уверен, что произойдёт.
Айя Куге: Однако региональная пресса результаты конференции оценила как крайне скромные. Местные политические аналитики отмечают, что она - вместо ранее запланированных двух дней - длилась лишь три часа и проводилась даже не на запланированном ранее уровне министров иностранных дел – не появились главы дипломатии Франции, Германии и Нидерландов, стран, которые в данный момент выступают весьма осторожно по поводу дальнейшнего расширения Евросоюза. "Европейская перспектива Балкан крайне туманна, и единственный успех форума состоит в том, что он в принципе состоялся", - так комментируют итоги саммита политологи в Белграде, Сараево, Приштине и Скопье. Довольны лишь в Загребе. Хорватия уже выполнила почти все условия Брюсселя и получила обещания, что она, возможно, войдет в состав ЕС уже через год. Министр иностранных дел Хорватии Гордан Яндрокович обещал соседям помочь в их стремлении к европейской интеграции.
Гордан Яндрокович: Для Хорватии, как будущего члена ЕС, важно увидеть, что и другие государства региона имеют перспективу. Наша страна находится на завершительном этапе переговоров, и мы надеемся завершить их до конца года. Мы уверены, что стабильность этого региона напрямую связана с евро-атлантической интеграцией всех стран, и поэтому готовы оказать поддержку и внести свой вклад в расширение Евросоюза и НАТО. Конечно, важно, чтобы все государства региона выполнили необходимые условия и отвечали критериям для вступления в ЕС. На этом заседании, и это важно, все был поставлены в известность о том, что вступление в Евросоюз невозможно без соответствия его критериям. Я считаю, что это честное послание, и что все его прекрасно поняли.
Айя Куге: Считалось, что не случайно для саммита "Балканы - ЕС" выбрана столица Боснии Сараево. Все ожидали, что на нём особое внимание будет уделено боснийским проблемам. Страна и через 15 лет после войны на практике остается разорванной по национальным швам. Босния как государство не в состоянии нормально функционировать без присмотра международного сообщества. Из-за разногласий политиков трёх народов в Боснии не выполнены даже базовые условия, пославленные Европой. Боснийцы ожидали, что представители ЕС во время саммита сообщат, что для них, как и для албанцев, отменен визовый режим с Европой, но оказалось, что это решение пока отложено.
Боснийский профессор политических наук Славо Кукич считает, что политики страны не готовы к европейской интеграции.
Славо Кукич: Политическая элита Боснии и Герцеговины должна будет усвоить урок, который ей преподнесла Европа – и по вопросу приведения Конституции к европейским стандартам, и по многим другим важным проблемам. Готово ли она на это? Думаю, что нет. Наш политический класс, который сейчас, как и все предыдущие 20 лет, держит под контролем целое государство, на это не готов по одной простой причине: такая обстановка и такое соотношение сил отвечает их интересам, потому что продлевает их существование.
Айя Куге: Главным успехом сараевского саммита все считают тот факт, что на нём, впервые после провозглашения независимости Косово, за одним столом сидели министры иностранных дел Сербии Вук Еремич и Косово Скендер Хисени. Правда, это было достигнуто после длительных и мучительных настояний Брюсселя и благодаря дипломатической хитрости: государственная принадлежность и функции участников встречи указаны не были, на встрече фигурировали лишь их имена. Таким образом, из-за сопротивления Белграда, делегация Косово была лишена возможности представлять государство. Правда, как ни странно, в Сербии это тоже вызвало протесты. Сербские оппозиционные партии выступили с требованием к властям не принимать участие в такой встрече, на которой Сербия должна отказаться от своих государственных символов. Кстати, министры иностранных дел Сербии и Косово отказались в Сараево поздороваться.
Приштина крайне разочарована своим положением и своими европейскими перспективами, утверждает политический аналитик из Косово Шенол Мухареми.
Шенол Мухареми: На мой взгляд, Косово как государство не получило ничего. Напротив, если посмотреть сараевскую заключительную декларацию, в ней Косово даже не упоминается – оно полностью отсутствует в числе государств региона. Для Европы важно лишь то, что представители Сербии и Косово сидели за одним столом. Боснии и Герцеговине и Албании дан зелёный цвет – для них в течение года будет снят визовый режим со странами Шенгенской зоны. И после этого Косово останется единственным изолированным местом Западных Балкан, чьи граждане не могут свободно путешествовать в Европейский союз.
Айя Куге: Да, немало пессимизма на Балканах после саммита в Сараево. Наш собеседник – белградский независимый политический обозреватель Иван Торов. Как вы оцениваете итоги встречи в Сараево?
Иван Торов: В Сараево на самом деле стало видно, что у Брюсселя есть заботы поважнее – после Греции нужно спасать от возможного экономического и финансового краха председательствующую в ЕС Испанию, а не заниматься внутрибалканскими играми и интригами. Для нового руководства ЕС самое главное то, что оно впервые усадило за один стол Белград и Приштину. Должен признаться, что эти усилия найти формулу, при которой и Сербия, и Косово смогли провозгласить себя победителями, выглядели несколько комичными.
Айя Куге: Каковы, по вашему мнению, перспективы евроинтеграции стран Западных Балкан?
Иван Торов: Кажется, что положение трёх государств – Сербии, Боснии и Герцеговины и Македонии – самое неблаговидное, несмотря на то, что они сами всячески старались показать свои шансы в самом благоприятном свете. Все три находятся в состоянии в какой-то степени замороженного процесса евроинтеграции, а Брюссель просто ожидает, что они сами приложат больше усилий к тому, чтобы устранить помехи на пути к Европе. Хотя сербская политическая пропаганда старается создать впечатление, что приём Сербии в Евросоюз - почти завершённое дело, реальность выглядит совсем иначе. Хотя скрывшиеся обвиняемые Гаагой в военных преступлениях Ратко Младич и Горан Хаджич больше и не являются особой помехой, по крайней мере, на этом этапе, когда официальный Белград ожидает ратификацию соглашения с ЕС, теперь уже более чем ясно, что Сербия не сможет вступить в Евросоюз до того, пока не разрешит "свою проблему" с Косово. Другими словами: пока не признает реальность, что на Балканах создано новое государство, с которым нужно установить соседские отношения.
Айя Куге: В Брюсселе в последнее время особо настаивают на важности регионального сотрудничества Балканских стран. И это факт, что течение последних месяцев это сотрудничество начало расширяться, причем значительно. Но теперь, после саммита в Сараево, в Европе звучат голоса, что этого не достаточно, что Сербия, например, со временем должна будет признать независимость Косово. С другой стороны, в регионе появились опасения, что если странам Западных Балкан в ближайшем будущем не будет дан шанс вступить в Евросоюз, то невозможно будет избежать будущих кризисов в регионе, то есть геополитическая цена будет высокой.
Иван Торов: Как они ни пытались это скрыть, Европейский союз всё-таки опосредованно поставил нас в известность, что устал от расширения. Очевидно, что намного охотнее - после Хорватии, вступление которой в состав союза ожидается через год-два - ЕС дал бы себе длительную передышку, чтобы укрепить свои ряды. Европа, очевидно, опасается, что сегодняшние экономические и финансовые потрясения неминуемо вызовут политическое брожение. Союз на самом деле ищет способ, как это сообщить странам Западных Балкан и при этом не усугубить разочарование в регионе и чувство, что наши страны отталкивают от Европы, делают маргинальными. Конечно, никто это открыто не скажет, даже те, кто чувствует неприязнь к Балканам. Но Евросоюз просто больше не может позволить себе, чтобы повторился печальный опыт со слишком ранним принятием в ЕС Румынии и Болгарии.
Айя Куге: О перспективах евроинтеграции Сербии, Хорватии, Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговины и Албании, по итогам саммита в Сараево, мы беседовали с белградским политическим обозревателем Иваном Торовым.