Интервью с главным редактором портала и журнала «Джаз.Ру.» Кириллом Мошковым

ДС:- Он москвич, ему 42 года, отец его был режиссером-документалистом, мать работала в производстве технического кино. В каком-то смысле мы были соседями, потому что я до 78 года жил рядом с фабрикой документального кино в Лиховом переулке, а он, наверняка, бывал на отцовской работе. На этом наше сходство до определенного момента кончается: он поступил на журфак МГУ, меня во время выгнали из Литинститута; он нырнул в рок, я с 12 лет был по уши в джазе и по самую шею в классике. После армейской службы (год вместо моих трех) он стал бас-гитаристом рок-группы «Секретный ужин». Не упрощенная ли это версия «Тайно Вечери»? С 88 по 89 год он преподавал в школе Юного Журналиста при журфаке МГУ, а я, перестав шляться по миру и писать для французской прессы, с благословения друзей радио «Свобода» запустил те самые «Сорок Девять минут джаза».
И тут наши пути начали сходиться: Кирилл Мошков, а именно о нем идет сегодня разговор, не смотря на все трудности переходного перестроечного периода, появился на коротких волнах под псевдонимом Константин Волков на «У-радио».
Добрый день, вечер или ночь! И добро пожаловать на частоты и на сайт «Свободы»: svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС. Вы слушаете «Время Джаза»…

Sunset Surfer

ДС: «Sunset Surfer», «Сёрфер Заката», секстет авангардной группы Джона Зорна «Naked City», 92 год. Сам Зорн – альт-саксофон; Билл Фриссел – гитара; Уейн Хоровитц – клавиши; Фред Фрит – контрабас; Джоуи Бэрон – ударные; вокал Ямацука Ай.
Вся музыка сегодняшнего «Времени Джаза» подобрана Кириллом Мошковым
ДС: - Кирилл, как началась, откуда произошла ваша любовь к джазу?
Мошков: Наверное, нужно начать с того, что я вовсе не меломан, не коллекционер пластинок, не собиратель записей и, тем более, не аудиофил. Просто музыка всю мою сознательную жизнь занимала внутри меня особенно важное место. Я получил журналистское образование. Но для меня ни на минуту не возникло вопроса - на какой тематике мне, как журналисту, специализироваться - конечно, только на музыке. Я это твердо знал уже в 20-летнем возрасте и делал какие-то шаги к тому, чтобы именно о музыке и писать. Правда, дорога получилась извилистая. Я пару лет работал на телевидении и там участвовал именно в создании музыкальных программ. Потом много лет (6 лет в общей сложности) работал на радио - на разных московских радиостанциях.
И я должен подчеркнуть, что все это время (до середины 90-х годов примерно) я не специализировался на одном только джазе. Меня интересовала самая разная музыка. Я самую разную музыку слушал, играл. Я не мог бы писать или говорить о музыке, не зная ее изнутри. Поэтому я ее и играл. Но при этом я не был меломаном или аудиофилом. Я вообще не определял свою позицию. Я просто жил где-то рядом с музыкой, отчасти и внутри музыки. Был период, когда на радио я работал в прямом эфире трижды в неделю - два раза с 16 часов до 1 часа ночи и один раз утром с 7 до 10, то есть в общей сложности 21 час в неделю, да еще в другой день приходил в эфир к другому ведущему, чтобы провести часовую разговорную передачу о джазе под названием "Джем-клуб".
Конечно, вовсе не все это время было посвящено джазу. Я делал программы о блюзе, программы о мировой музыке. Я делал очень популярную на той радиостанции программу, где ставил демо-записи молодых, никому неизвестных рок-групп. А слушатели звонили в прямой эфир и устраивали критический разбор прослушанного. Но постепенно сложилось так, что главным моим интересом оказался джаз. В 1995 году я начал делать еженедельную джазовую концертную радиопрограмму, то есть живые джазовые концерты в прямом эфире. Технические условия на той радиостанции (она уже 10 лет не существует) позволяли проводить живые концерты ансамбля из 5-6 человек. И вот эту программу (она называлась "Московский свинг") я вел каждую субботу 2,5 года подряд - провел более 100 концертов. Таким образом, я перезнакомился со всем московским джазовым сообществом.
А потом уже настала для меня эра письменного слова. Я писал о джазе для многих разных изданий - российских преимущественно. А главным моим местом работы стал интернет-портал "Джаз.ру". При этом я не могу сказать, что я как-то полюбил джаз больше, чем другие виды музыки. Просто он стал занимать все больше и больше места в моей жизни. Джаз вообще музыка очень требовательная. Его очень много. Есть колоссальный объем, колоссальное количество записей, которые обязательно нужно знать просто для того, чтобы что-то понимать в закономерностях того, как эта музыка развивается. Но и история у джаза колоссальная. В этом году будет 92 года, как джаз записывают на пластинки. А кроме того, в Москве есть последние 10-12 лет довольно оживленная джазовая жизнь. Тоже ведь нужно ходить на концерты, смотреть, слушать, сравнивать. Джаз ведь невозможно изучать по одним записям. Это живое искусство. Искусство сиюминутного взаимодействия музыкантов. И на то, как это происходит, обязательно нужно смотреть, иначе есть риск ничего не понять в том, что происходит.
Вот так постепенно джаз занял в моей жизни то место, которое занял. Другую музыку я все еще слушаю, даже пишу о ней. Вот сейчас, например, я заканчиваю для санкт-петербургского издательства "Планета музыки" книгу об истории блюза. Но джаз - это самое главное, чем я занимаюсь.
«Kobra»

ДС: - «Kobra», композиция москвича Аркадия Шилклопера. Трио «Mauve», запись 2001 года. Шилклопер – альтгорн; бразильский джазмен Аллегре Корреа – гитара; и австриец Георг Брайншмид – контрабас…
На коротких и длинных и с сайта радиостанции svobodanews.ru. вы слушаете «Время Джаза». У микрофона Дмитрий Савицкий. Сегодня – у второго микрофона главный редактор лучшего российского джазового портала и, одновременно журнала «Джаз.Ру.»: Кирилл Мошков…

Out to Lunch

ДС: - «Out to Lunch», «Ушел на ленч», классика Эрика Долфи, «Блю Ноут», 64 год. Фредди Хаббард – труба, Эрик Долфи – альт-саксофон; Бобби Хатчерсон – виброфон; Ричард Дейвис – контрабас и Тони Уильямс – ударные.
Мой второй вопрос, Кирилл: с чего вы начинали? Диски, магнитофоны, способы добычи этого редкого товара? Начинал я с проигрывателя грампластинок третьего класса "Юность". Это мне было 12 лет. Потом пришла эпоха кассетного магнитофона и винилового проигрывателя получше, уже первого класса. Компакт-диски у меня появились только в середине 90-х. Как я уже сказал, слушал я самую разную музыку. Я в течение одного дня, допустим, мог послушать альбом арт-рок-группы (?), сборник раннего чикагского электрического блюза 50-х годов, альбом джазового пианиста Дэйва Брубека, альбом великого исполнителя индийской классической музыки Рави Шанкара и альбом создателя фриджаза Орнета Коулмена. И все это как-то во мне вполне нормально уживалось. При этом, я не был, подчеркиваю, меломаном или коллекционером.
Если меня интересовал какой-то музыкант, я всегда мог найти его записи через знакомых, переписать, скажем, на кассету, послушать, определить свое к нему отношение и успокоиться. А некоторых я начинал собирать, чтобы иметь дома несколько его записей. Причем, это не всегда было связано с профессиональным интересом. Например, у меня дома есть почти все альбомы поющего поэта Тома Уэйтса. При этом я никогда о нем ничего не писал.
Дело тут еще вот в чем. В моей, как американцы говорят, формативные годы, то есть в середине 80-х, интерес к музыке в моем поколении был широчайший. Современную, а иногда и не только современную музыку мои сверстники знали гораздо шире и интересовались ею гораздо больше, чем это происходит у нынешнего поколения. При том, что добыть интересующую музыку было намного труднее. Поэтому существовала широчайшая сеть обмена записями. Были, конечно, меломаны, филофонисты и прочие коллекционеры, повернутые на обладании оригинальными образцами. У них тоже была своя сеть - подпольная торговля. Ну, то, что в те годы называлось спекуляция. Но все это как-то проходило мимо меня. Я всегда мог добыть через знакомых путем обмена и переписывания с кассеты на кассету запись, которая меня интересовала в том качестве, которого вполне хватало для ознакомления. И мне этого было вполне достаточно. Наверное, было бы достаточно и сейчас, просто нынешние технологии весь этот процесс сделали еще проще.


Boubacar

ДС: «Boubacar», композиция американского гитариста и композитора Билла Фризела. Фризел – гитара; Винисиус Кантуайра – вторая гитара и басовая гитара; Грег Лиз – американский мульти-инструменталист - гавайская стальная гитара; калифорнийка Дженни Шаймэн, 79 года рождения, скрипка; и Сидики Кэмара (не путать с гвинейским футболистом!) – перкашн; Запись 2003 года.
Прежде, чем на свет, в его сегодняшнем виде, появился портал «Джаз.Ру», Кирилл Мошков писал для минского «Джаз-Квадрата»; при этом Кирилл не только, чтобы он не говорил, многосторонний знаток рока, джаза, классики и фолька, он еще писатель-фантаст и писатель – историк музыки (к примеру «Блюз: история, стили, мастера».
Но напомню, вы слушаете «Время Джаза» на частотах и с сайта «Свободы». Сегодня у нас в гостях главный редактор журнала и портала «Джаз.Ру» - Кирилл Мошков.

Water Skis

ДС: - «Water Skis», «Водные Лыжи» Игоря Бутмана. Ренди Брекер – труба; Игорь Бутман – лидер и тенор-саксофон; Чик Кориа – рояль; Джон Патитуччи – контрабас и Джак ДеДжонет – ударные. Диск «Сони» «Волшебная Земля», 2007 год…
Кирилл, вы сами играете на чем-нибудь? Труба, рояль, контрабас? Получили ли вы какое-нибудь профессиональное образование? Да, я играл на музыкальных инструментах, хотя профессиональное образование в этой области у меня исчерпываются 5 неделями тяжелой пытки скрипочкой в первом классе школы. Со скрипочкой не пошло. Зато в 14 лет я купил за 33 советских рубля гитару, сооруженную в деревне Шихово Одинцовского района Московской области. И началось... В 17 лет я уже играл на бас-гитаре. А когда вернулся из армии, стал играть на ней уже профессионально, то есть за деньги. Играл я музыку по тем временам довольно ностальгическую, то есть рок-н-ролл а ля 50-е годы, позднее переключился на блюз-рок. С 1987 по 1997 годы я играл в одной и той же блюз-роковой группе, с которой довольно много выступал, в том числе даже на стадионах.
Но в 1997 году журналистика в моем лице победила. Я понимал, на самом деле, что мир только выиграет, если в нем будет на одного посредственного бас-гитариста меньше. Но, конечно, по-прежнему играть хочется. Поэтому в последние несколько лет мы с моим партнером по выпуску журнала и, кстати, спутницей моей жизни с Анной Филипьевой регулярно для собственного удовольствия музицируем довольно необычным дуэтом - бас-гитара и аккордеон. Правда, на публику мы это не выносим. Не за чем.
А музыкальное мое образование - это исключительно плоды самообразования. Уж если я самостоятельно без преподавателей и учебных пособий довольно сносно овладел английским языком, то освоить элементарную теорию музыки на уровне понимания базовых вещей, что такое ритм, гармония, мелодия, темп, метр, фактура, звукоряд, лад и т. д., для этого моих способностей вполне хватило. Кстати, я продолжаю это самообразование. Например, сейчас читаю отличную книгу по психоакустике российского автора Ирины Алдошиной.


Wednesday Night Prayer Meeting

ДС: - «Wednesday Night Prayer Meeting», столь популярная на наших частотах пьеса Чарльза Мингуса «Молитвенное собрание в среду вечером»… Вышедший на «Atlantic» в 59 году диск «Блюз и Корни», «Blues & Roots».
Джон Хенди и Джаки МакЛин – альт-саксофоны; Букер Эрвин – тенор; Пэппэр Эдамс – баритон-саксофон; Джимми Ниппер и Уилли Денис – тромбоны; Хорас Парлэн – рояль; Чарли Мингус – контрабас и Дэнни Ричмонд – ударные…
Все композиции сегодняшнего «Времени Джаза» выбраны нашим гостем – Кириллом Мошковым….
Кириллу везет, но он сам, скажем, участвует в своем везении: он выступал с лекциями об истории джаза в России в университете Айдахо, в нью-йоркском университете, он выступал на джазовых фестивалях в США и в трех из пяти ведущих джазовых школ Америки.
Вот предпоследняя композиция выбранная им для нашего интервью:

Groove Merchant

ДС: «Groove Merchant» альт-саксофониста Джерома Ричардсона. «The Vanguard Jazz Orchestra», наследник оркестра Тэда Джонса и Мела Льюиса. Вот, в разбивку, несколько имен участников этого состава: Снуки Янг – труба; Тэд Джонс флюгельгорн; Мел Льюис – ударные; Роланд Ханна – рояль; Ричард Дейвис – контрабас; и Барри Голбрайт на гитаре. «New World Records», 99 год….
Мой последний на сегодня вопрос: - как родилась идея «Джаза.Ру»? К рождению идеи "Джаз.ру" лично я отношения не имел. Этот проект создал и первоначально развивал московский математик, вэб-дивелепер и знаток импровизационной музыки Петр Ганнушкин. В 1997 году он создал этот проект, тогда еще не портал, а довольно скромным сайт. А летом 1998 года пригласил меня в качестве редактора и человека, который наполнял бы проект общественно-полезным содержанием. Потом Петр уехал жить и работать в Нью-Йорк, и я остался на проекте один. В 2005 году я зарегистрировал "Джаз.ру" как электронное СМИ. На этот момент редакция портала состояла из четырех человек, трое из которых пришли к нам работать из числа нашей аудитории, то есть из тех, кто нас читал. В конце 2006 года мы вчетвером создали на базе интернет-портала "Джаз.ру" печатный, бумажный журнал с таким же названием. Первый номер вышел под Новый 2007 год. А сейчас мы только что выпустили 19-й номер, работаем над 20-м. Мы выпускаем журнал 8 раз в год. Но, конечно, мы еще в самом начале пути, потому что задачу мы перед собой поставили непростую - сделать как минимум русский "Даунбит". Я напомню, что чикагский журнал "Даунбит" выходит уже 75 лет. Мы все делаем сами. За нами не стоит никакой денежный мешок или спонсор. Поэтому журнал живет только на деньги от продажи рекламы. С нами работает несколько десятков лучших авторов, пишущих о джазе на русском языке. Девиз нашего издания так и звучит - "Все о джазе по-русски".


Madrigal New York

ДС: - «Madrigal New York», Геннадия Гольштейна, диск «Свобода Джаза». Арт Фармер – флюгельгорн; Боб Брукмайер – тромбон; Фил Вудс – альт-саксофон; Зут Симс – тенор; Ник Бригнола - баритон; Джон Банч – рояль; Бил Кроу – контрабас и Уолтер Пёркинс – ударные.
На этом время наше окончательно иссякло. Спасибо Кириллу Мошкову и за музыку и за ответы на вопросы вашего ДС.
Подкаст этого выпуска «Времени Джаза» вы найдете на нашем сайте svobodanews.ru. До следующей недели, всех благ, чао, бай-бай!