Новый интерфейс между наукой и политикой

Четко сформулированного понятия биоразнообразия пока нет

В корейском городе Пусан завершилась третья специальная межправительственная встреча по вопросу создания IPBES – Международной научно-политической платформы по биоразнообразию и экосистемным услугам. Что стоит за этим названием, и какие вопросы в течение целой рабочей недели решали делегации почти из сотни стран?

Если совсем кратко, то в Корее договаривались о том, как выстроить интерфейс между учеными и политиками в области сохранения биоразнообразия. Создаваемая международная экспертная организация поможет превратить научные знания о мировых экосистемных проблемах в политические действия по их решению.

Сходная ситуация ранее была вокруг проблем глобального климата. Научные данные говорили, что климат меняется, но не было механизма, который превратил бы это знание в политические действия. Тогда была создана Международная группа экспертов по изменениям климата IPCC. Она наладила взаимодействие между учеными и политиками. Итогом стало подписание Киотского протокола об ограничении выбросов парниковых газов и, как следствие, толчок в развитии альтернативной энергетики. Три года назад работа IPCC была отмечена нобелевской премией мира. Теперь эту успешную модель переносит в область сохранения биоразнообразия.
В рамках платформы IPBES эксперты из разных стран будут сводить воедино данные по биоразнообразию и состоянию экосистем в разных районах мира

Четко сформулированного понятия биоразнообразия пока нет. Нет и единой системы его мониторинга. Новая международная научно-политическая платформа IPBES создается как раз для того, чтобы правильно расставлять природоохранные приоритеты. В мире проводится много исследований в области биоразнообразия. Но научные выводы редко становятся основанием для принятия политических и экономических решений. Между природоохранной наукой и политикой нет эффективного взаимодействия. На политиков больше влияют не ученые, а экологические активисты. Они выхватывают из множества проблем отдельные вопросы и лоббируют их решение. Но часто это далеко не самые важные вопросы, и деньги расходуются неэффективно.

В рамках платформы IPBES эксперты из разных стран будут сводить воедино данные по биоразнообразию и состоянию экосистем в разных районах мира. Предстоит унифицировать методологии и стандарты. Итогом станут регулярные научно обоснованные рекомендации для правительств. На их основе можно будет принимать быстрые и взвешенные решения, что в первую очередь нужно защищать, куда направлять деньги.

О важности вопроса говорит то, что новость про IPBES на прошлой неделе поставил на первое место журнал Nature, самый влиятельный научный журнал в мире. Кстати, он же сообщает, что ориентировочный бюджет новой организации составит около 12 миллионов долларов в год. А вот в российских СМИ за все полтора года подготовки к созданию платформы IPBES он ней не было ни одного сообщения. Протокольные упоминания есть только на сайте министерства природных ресурсов, которое представляет Россию на переговорах.

Важно отметить, что новая платформа IPBES создается не на пустом месте, а под эгидой Программы ООН по окружающей среде UNEP и в рамках Конвенции по биологическому разнообразию СBD. То есть, правильнее говорить о том, что это просто новая форма их работы.

На прошедшей в Корее встрече согласованы вопросы управления и финансирования. Ее формальное учреждение IPBES состоится в сентябре в рамках 65-й генеральной ассамблеи ООН. В сфере экологии это станет одним из важнейших итогов нынешнего года, который, кстати, объявлен ООН Международным годом биоразнообразия. Подписание документов платформы IPBES министрами стран-участниц должно состояться в феврале будущего года в столице Кении Найроби.