Искусство_войны.ехе

Литейный мост в Санкт-Петербурге благодаря акции арт-группы "Война" вошел в историю актуального искусства России

Акция арт-группы "Война" на Литейном мосту и почти что боевое столкновение на круглом столе в рамках книжного фестиваля в московском ЦДХ - наиболее обсуждаемые в блогах темы уходящей недели.

"Война" пришла в Санкт-Петербург. Арт-группа "Война" - авторы нескольких выдающихся пощёчин общественным вкусам - воплотила тайные желания многих россиян. Публично, зримо, масштабно - и совершенно понятно даже для тех, кто не умеет либо не любит читать. Активисты группы "Война" пришли на Литейный мост в Питере – и незадолго до того, как мост стали разводить, нарисовали на нем фигуру, в устной речи обозначаемую словом из трех букв. Несколько десятков метров. В длину. Весьма натуралистично.

Короче, когда мост развели, туристам, наблюдающим эту процедуру в рамках романтического любования белыми ночами, определённо было на что посмотреть. И не только туристам. Как раз возле моста на Литейном проспекте находится здание, известное многим поколениям питерцев как Большой Дом: НКВД – КГБ – управление ФСБ по Санкт-Петербургу и окрестностям. Там тоже увидели то, что им показали. Судя по многочисленным фото в блогах, видно вообще было далеко: ночь выдалась весьма белая.

Блогеры в целом сошлись во мнениях: лучшего перформанса – и вообще, лучшей акции современного искусства – в новой России, пожалуй, еще не было. Власти, понятно, думают иначе. Впрочем, как сказать. Один из участников и исполнителей фаллоинсталляции (по-другому едва ли назовешь) был задержан сразу после того, как рисунок ушел на подъем вместе с Литейным мостом. Однако тех, кто ожидает обычных шокирующих подробностей на тему "милиция поймала оппозиционера", на этот раз придется огорчить: ничего подобного не было. Даже наоборот:

Увидевшие меня милиционеры ржали в голос, они были в восторге. Это были трое молодых ребят, как будто только что окончивших школу, один из которых был похож на типичного ботаника-очкарика. Всю дорогу в ОВД они звонили знакомым и рассказывали, что такого <…> не видел белый свет, восторгались размерами <…>. Когда меня привезли в ОВД, ребята оживленно рассказывали коллегам по работе, показывали фотографии на мобиле, те начинали истерично хохотать. Я всем, кто меня спрашивал, спокойно отвечал, что бежал на другую сторону, заступился за девушку и меня взяли по ошибке. Мне отвечали, что там куча хороших камер и меня будет видно.

Потом ребята стали обсуждать, что мне вменить. Обсуждались статьи уголовного кодекса «Вандализм» и в общем ребята склонялись именно к этой статье. Однако поступил звонок сверху (позже мне сказали, решение принял зам.начальника ГУВД Питера) с указанием оформить мне «Мелкое хулиганство». Милиционеры рассказывали мне о развитии событий, говорили, что пресса в восторге, что про меня покажут в новостях.

В течение следующего для меня допросили еще несколько раз. Некоторые пытались давить. Но политический окрас акции и внимание прессы явно сказывалось на поведении милиционеров, которые боялись и пальцем ко мне притронуться. Милиционеры мне в открытую говорили, что дадут 15 суток и большой штраф. Я провел в отделении 38 часов, за это время сменилось несколько смен. Сотрудники каждой новой смены заглядывали ко мне в камеру, шутили и обсуждали мой поступок. «Ну, что ты москаль приехал к нам в культурную столицу такое рисовать, ха-ха-ха», «Это ты – художничек, ха-ха-ха» и т.п. На 2-й день мои объяснения пошли в новый протокол, в котором уже не упоминалась краска, а говорилось что я ругался матом и размахивал руками.

Ну и смысловая рифма на закуску: автор этих блог-мемуаров – Леонид Николаев, в арт-группе "Война" известный как Леня… ну, скажем, Чокнутый. Тот самый Леня, который несколько недель назад в сотне метров от Кремля бегал по крыше машины Федеральной службы охраны в рамках вольно понятой им акции "Синие ведерки" – против мигалок и прочих привилегий на дорогах.

Что ж, для того, чтобы написать на обломках самовластья "здесь танцуют", вовсе не обязательно сносить Бастилию. Достаточно ее высмеять. Да так, чтобы надолго. У Лёни и "Войны" – получилось.

* * *
Второй сюжет, ставший популярным в блогосфере на уходящей неделе, тоже связан с искусством. Фаллосы, правда, не при делах; но рукопашная на литературной дискуссии – тоже впечатляет. В Москве в ЦДХ проходил книжный фестиваль, а в его рамках – круглые столы. Один из них был посвящен цензуре и запрещенным книгам как таковым.

Далее – по блогу поэта Кирилла Медведева, который вместе с группой коллег по движению "Вперед" пришел на круглый стол. Не просто послушать, нет:

Левые и феминистские активисты из движения "Вперед" посетили дискуссию о запрещённой литературе, организованную сайтом liberty.ru в рамках книжного фестиваля в ЦДХ, В течение сорока минут видные работники околокремлевского идеологического фронта Алексей Чадаев, Кирилл Мартынов, Вячеслав Данилов и пр., совершенно серьёзно, с позиции отвлеченных наблюдателей обсуждали вопрос о государственной цензурной политике в области литературы и о свободе слова. К сожалению, на дискуссии не появился Антон Котенев, автор текста
"Трушевский, я люблю тебя", опубликованного на liberty.ru.

Тут надо пояснить. Господин Трушевский – молодой и, говорят, талантливый художник – в широких интернет-массах прославился не столько произведениями искусства, сколько вполне уголовной историей; изнасилование – это ведь типичная уголовщина. В содеянном господин художник не каялся, а даже наоборот – бравировал этим в своем блоге, до тех пор, пока не отправил соответствующие записи под замок. Что примечательно, у Трушевского нашлась довольно большая группа поддержки – вооруженная тезисами из серии "художнику можно больше, чем обычному человеку". Причем поддерживают Трушевского многие разные люди: и бывший участник группы арт-группы "Война" Антон Котенев, и члены молодежных прокремлевских движений. Поэтому частная история переросла в нечто политическое.

Вернемся, однако, к блогу Кирилла Медведева:

После того, как один из активистов "Вперед" выразил недоумение по поводу состава экспертов и спросил, готов ли сайт, опубликовавший подобную статью, к реакции на неё гражданского общества, один из выступавших вырвал у него микрофон и вступил в драку. Так ненасильственное сопротивление активистов переросло в насильственное и только вмешательство одного из организаторов фестиваля предотвратило стычку вперёдовцев и забившихся за стол лоялистов. Активисты тем временем хором зачитывали статью Котенева и отказывались покинуть помещение, пока его не покинут организаторы дискуссии. На этом мероприятие закончилось.

Следует сказать, что побили как раз Кирилла Медведева. В остальном, судя по видеороликам с места событий, все было немного не так: под стол никто не забивался, а драка ограничилась всего лишь одним ударом. Однако происшествие стало поводом для новой дискуссии о свободе слова: что хуже – срывать мероприятие лоялистов разговорами на отвлеченные темы или бить за это по лицу. Ударивший – а это был Алексей Чадаев, политолог из лоялистов – объяснил свою позицию так:

Главный смысл случившегося, как мне представляется, состоит в том, что современный политический спектр делится не на левых и правых политиков, и даже не на лоялистов и оппозиционеров, но на тех, кто последовательно выступает за демократические ценности, включая фундаментальное право гражданина на свободу высказываний, и тех, для кого эти ценности не имеют никакого значения. <…> Я пришёл на книжный фестиваль для того, чтобы говорить с умными людьми о книгах. Умным людям всегда есть о чём поспорить, всегда есть, что сказать друг другу — прямо и честно, но без кулаков. Однако очень важно, чтобы в критический момент, несмотря на все различия во взглядах, умные люди нашли в себе силы остановить тех, кто хочет затыкать рты другим. Цензор всегда остаётся цензором, безотносительно к тому, что на него надето — форма с погонами или маечка с "чегеварой". Сегодня мне пришлось собственноручно защищать свободу слова, и я готов и впредь давать отпор цензорам.

Двадцатый век, десятые годы. Желтая кофта, "Бродячая собака", "Привал комедиантов", интеллектуальные вдохновенные беседы о книгах, стихах и актуальной политике, плавно переходящие в мордобой. Сто лет прошло – опять декаданс, лоялисты, революционеры и почти те же споры. Только блоги добавились, и еще по мелочи; а так – ничего не изменилось. Ничего.