Политолог Герман Пирчнер – о высказываниях Дмитрия Медведева

Дмитрий Медведев и Барак Обама

Перед приездом в США президент Медведев дал интервью нью-йоркской газете "Уолл-стрит Джорнал". В этом интервью были затронуты такие вопросы как санкции против Ирана, конфликт в Киргизии, кризис евро и проблем нефтяной корпорации British Petroleum.

Высказывания российского президента прокомментировал для Радио Свобода президент Вашингтонского Совета по американской внешней политике Герман Пирчнер.
Если ядерное оружие будет у Ирана, то гонка за ядерным оружием охватит весь Ближний Восток

– Дмитрий Медведев отрицательно оценил дополнительные санкции против Ирана, принятые вне рамок ООН Европейским Союзом и Соединёнными Штатами. Свою позицию он объяснил тем, что Америке, у которой давно нет никаких экономических связей с Ираном, нечего терять, в отличие от России и Китая. Как вы оцениваете это заявление?

– В узком смысле слова он прав: России и Китаю есть что терять в Иране, в отличие от США. Но если взглянуть на проблему шире, то абсолютно все проиграют от того, что Иран не изменит своё поведение и получит ядерное оружие. Кстати, Медведев это прекрасно понимает. Он сказал, что если ядерное оружие будет у Ирана, то гонка за ядерным оружием охватит весь Ближний Восток.

– Россия вместе с Китаем и Америкой озабочена событиями в Киргизии. Дмитрий Медведев выразил опасения, что там в результате кровавого конфликта к власти могут прийти экстремисты вроде талибов. По поводу американской военно-воздушной базы в Киргизии Медведев сказал, что её судьбу должно решать правительство этой страны, но Россия не хотела бы, чтобы эта база осталась там навсегда.

– Думаю, вопрос об американской базе отражает прежнюю политику России. С одной стороны, Россия не хочет возврата Талибана к власти в Афганистане и распространения экстримизма в странах Центральной Азии. Поэтому присутствие американцев в регионе служит российским интересам. Но, с другой стороны, Кремль не хочет допустить постоянного американского присутствия в Центральной Азии, которая входила в состав Советского Союза и которую Россия включает в сферу своего влияния. Что касается распространения исламского фундаментализма в Киргизии и других странах Центральной Азии, такую угрозу нельзя исключать, хотя в данный момент я такой опасности не вижу.
Отношения будут улучшаться, если Кремлю удастся и далее добиваться уступок от Белого Дома


– Касаясь положения британской нефтяной корпорации British Petroleum, в которой она оказалась в результате взрыва и утечки нефти в Мексиканском заливе, Дмитрий Медведев не сказал, что Россия пересмотрит свои партнёрские отношения с этой корпорацией. Но, по его словам, экологическая катастрофа может привести к фундаментальному изменению подхода к добыче нефти во всём мире. Он выразил надежду, что BP справится с трудностями и выстоит. Что вы думаете об этом?

– Что ж, у BP значительные инвестиции в российской экономике и партнёрские отношения с российскими компаниями. Для России плохо, когда её западные партнёры становятся слишком слабыми. Поэтому Россия заинтересована в выживании BP.

– Сам визит президента Медведева в США и целый ряд недавних договорённостей действительно дают основания надеяться на дальнейшее улучшение американо-российских отношений?

– Президент Обама сейчас очень популярен в России. И это объясняется тем, как ведутся ныне американо-российские переговоры. Условия новых соглашений выгодны для России. Отношения будут улучшаться, если Кремлю удастся и далее добиваться уступок от Белого Дома. Полагаю, Медведев расчитывает во время переговоров с Обамой получать то, что хочет Россия.